Военное строительство в Минске накануне ВОВ

20:13 Статьи

Повышение роли Минска в системе советского военного строительства явственно обозначилось с конца 1939 г.

Повышение роли Белорусской ССР и её столицы Минска в системе советского военного строительства явственно обозначилось с конца 1939 г. Это было связано с кардинальным изменением геополитического и геостратегического положения приграничной республики в результате присоединения к ней территории Западной Белоруссии.

Плакат В. Корецкого. 1938 г.

Удаление от Минска линии Государственной границы предоставило возможность более активно задействовать его в общесоюзных военно-экономических мероприятиях, разместив здесь ряд крупных предприятий по выпуску частично или полностью военной продукции. Для ускорения этого процесса были приняты экстраординарные меры. Так, в октябре 1939 г. из Вильно в Минск вывезли всё оборудование радиозавода польской фирмы «Elektrit», а также 340 рабочих и инженерно-технических работников этого предприятия.

Реклама фирмы «Elektrit»

В декабре на площадях небольшого минского мебельно-лесопильного завода развернулось строительство радиозавода имени В. М. Молотова. Уже в ноябре 1940 г. он начал выпуск репродукторов и радиоприёмников, в том числе для легковых автомобилей, а весной 1941 г. – радиоаппаратуры военного назначения.

Радиоприёмник «КИМ» минского радиозавода. 1940 г.

Радиозаводу, как и другим минским промышленным предприятиям, был нанесён значительный урон бомбардировками и пожарами первых дней войны. Но к началу 1942 г. нацистским оккупантам удалось восстановить работу большинства заводов и фабрик и приспособить их для своих нужд. В частности на радиозаводе известные немецкие фирмы «Telefunken» и «Messerschmitt» выпускали приборы для ракет ФАУ-1 и ФАУ-2.

В сентябре 1939 г. Комитет обороны при СНК СССР издал постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых авиационных заводов». 17 октября 1940 г. было принято решение об ускоренном строительстве в Минске одного из крупнейших в стране предприятий по выпуску самолётов-штурмовиков ИЛ-2, рассчитанного на 800 машин в год, с вводом в действие к 1 апреля 1942 г. На строившийся завод направили белорусских специалистов с опытом работы на производственных предприятиях. Прибыла группа ИТР с московского авиазавода № 22. В начале июня 1941 г. началась поставка оборудования, 20 июня были получены 100 станков из Германии.

В 1942 г., согнав на незавершённый объект около 5 тыс. крестьян окрестных деревень и минчан, нацистские оккупанты достроили завод в объёме, позволявшем производить ремонт транспортных самолётов. После войны на этих площадях был построен Минский тракторный завод.

В одной связке с авиазаводом стоял вопрос о строительстве в районе деревни Колядичи в четырёх километрах от Минска завода по производству синтетического бензина из торфа. 10 марта 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление об организации производства цимола для получения высокооктанового топлива. Этому плану также не суждено было осуществиться. Осталось незавершённым и начатое в Минске строительство автогенного (кислородного) и шиноремонтного заводов, крупной авторемонтной станции, предназначенных для обслуживания боевой и транспортной техники РККА, новой мощной радиостанции.

Минск являлся важным транспортным узлом, что имело большое военное значение. С 1933 г. здесь действовал аэропорт Гражданского Воздушного Флота, аэродром которого использовался также как военный, что создавало немало проблем. Маршал Советского Союза К. А. Мерецков вспоминал, что в бытность свою замнаркома обороны СССР, был поражён, когда в последнее предвоенное воскресенье, во время авиационных учений, на минском аэродроме приземлился немецкий гражданский самолёт. Несмотря на неоднократные обращения командования Западного Особого военного округа к руководству Гражданской авиации СССР об изменении направления воздушной трассы Москва – Берлин, которая проходила через основные аэроузлы, самолёты немецкой компании «Lufthansa» вплоть до начала войны продолжали полёты, что было недопустимо с военной точки зрения.

Бывший Аэропорт «Минск-1»

Во время военного похода в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г. выявились крупные недостатки в оборудовании и функционировании железнодорожных узлов БССР, особенно Минского. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О плане железнодорожного строительства на дорогах Юго-Запада, Запада и Северо-Запада СССР и обеспечении его выполнения» от 14 февраля 1941 г. было предусмотрено по Западной железной дороге и г. Минску построить в 1941 г. вторые пути лимитирующих перегонов на направлении Минск – Олехновичи, «произвести работы по развитию Минского узла и путевые работы деповского хозяйства».

География не только Минска, но и населённых пунктов, включённых в план реконструкции, свидетельствует об их очевидной направленности в сторону западной границы. Это было рассчитано на недалёкое будущее: 12 июня 1941 г. командование ЗапОВО получило директиву наркома обороны СССР С. К. Тимошенко и начальника Генерального штаба Красной армии Г. К. Жукова о выведении всех глубинных дивизий и управлений стрелковых корпусов с корпусными частями в лагеря на территории районов, предусмотренных планом прикрытия, с целью «повышения боевой готовности войск округа». Этими районами было западное приграничье.

С июля 1940 г., когда Гитлер принял окончательное решение о сроках начала войны против Советского Союза, а советская разведка начала фиксировать явную активизацию германских вооружённых сил вдоль западной границы, в ЗапОВО активизировались мероприятия по инженерной подготовке территории округа, увеличилось количество различных учебных мероприятий с комсоставом и штабами: штабных и тыловых учений, армейских методических сборов, полевых поездок и др. Но при этом оборонительный аспект возможных военных действий оставался на втором плане, поскольку на щит была поднята доктрина победоносной войны «малой кровью на чужой территории».

Командующий войсками ЗапОВО Д. Г. Павлов, нарком обороны СССР С. К. Тимошенко, начальник Генерального штаба РККА К. А. Мерецков (слева направо) на тактических учениях в ЗапОВО. 1940 г.

Слабым звеном оставалось состояние Местной противовоздушной обороны как Минска, так и БССР в целом. В ходе проверки состояния МПВО в 14 городах-пунктах ПВО на территории Белоруссии, проведённой НКВД СССР весной 1941 г., были выявлены шокирующие факты неготовности МПВО большинства этих городов к «задачам подготовки их к возможному нападению с воздуха». Даже столица республики не имела ни одного убежища первой категории защиты.

25 апреля 1941 г. первый секретарь ЦК КП(б)Б П. К. Пономаренко обратился к И. В. Сталину и В. М. Молотову с письмом «Об одной возможности быстрого и дешёвого строительства бомбоубежищ, по качествам равных 1-й категории». Предполагалось, что таковыми могут быть подземные галереи, оборудованные в естественных возвышенностях шахтным методом, с верхним слоем земли свыше 20 м, закреплённые деревянными прямоугольными клетями. Постановлением ЦК КП(б)Б «О строительстве подземных убежищ» от 29 апреля 1941 г. было решено построить до 15 августа 1941 г. таких убежищ в Минске на 15 тыс., в Белостоке – на 5 тыс. человек.

Напряжённая военная обстановка в мире повлекла за собой активизацию оборонно-массовой работы с населением. В структуре Осоавиахима наибольшей популярностью пользовался Минский аэроклуб имени В. С. Молокова, созданный в 1934 г. До начала Великой Отечественной войны он произвёл семь выпусков будущих лётчиков, 15 из которых впоследствии были удостоены звания Героя Советского Союза.

С целью «подготовки кадров для комплектования военных авиационных училищ – лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС Красной Армии» постановлением Бюро ЦК КП(б)Б от 18 января 1940 г. в Минске была создана специальная школа № 18 Военно-воздушных сил Красной армии. Школа, рассчитанная на 500 человек, охватывала учащихся 8-х – 10-х классов, в первую очередь, курсантов Минского аэроклуба и детей командиров РККА.

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны Минск являлся одним из важных центров союзного военного строительства. Практически все государственные промышленные предприятия были задействованы на выполнении военных заказов – от производства ручных гранат, ремонта автобронетанкового имущества до пошива воинской амуниции. Началось возведение крупных производств военного значения, реконструкция системы железнодорожного сообщения, предпринимались меры по совершенствованию военно-инженерного обеспечения территории столичного региона, системы МПВО и военной подготовки населения. В этой многогранной работе были и успехи, и явные просчёты, которые со всей очевидностью высветило грозное лето 1941 г.

(Visited 613 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 26.07.2020
закрыть