По велению духа, законам чести и совести: духовный подвиг жителей Белоруссии летом 1941 года

22:43 Статьи

Простые мирные жители оказывали помощь раненым красноармейцам и командирам, воинам-окруженцам, советским военнопленным, иногда расплачиваясь за это жизнью

Великая Отечественная война оставила на белорусской земле немало незабываемых примеров мужества и стойкости воинов Красной армии, бойцов партизанских отрядов, героев антифашистского подполья. Это время породило и подвиги другого рода, может быть, менее «громкие», но столь же высокие по силе духа, готовности к самопожертвованию, глубокой вере в грядущую Победу. Их отсчёт начался с первых часов войны. Речь идёт о помощи раненым красноармейцам и командирам, воинам-окруженцам, советским военнопленным, спасении воинских символов.

22 июня 1941 г. лётчики ВВС Западного фронта совершили в небе Белоруссии не менее семи воздушных таранов. Одним из героев был заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиаполка 11-й смешанной авиадивизии старший политрук А. С. Данилов. Вблизи Гродно он сбил в воздушном бою два немецких самолёта, третий – тараном. Лётчика-героя сочли погибшим.

А. С. Данилов

На самом деле раненному пилоту чудом удалось посадить самолёт на поле, где его обнаружила и оказала первую помощь крестьянка из деревни Черлёна Степанида Гурбик. Вместе с односельчанином Иваном Лапо она доставила лётчика в ближайшую воинскую часть, откуда его эвакуировали в госпиталь. Спустя сутки в Черлёну ворвались немцы, которые расстреляли несколько сельских активистов, в том числе Ивана Лапо. Андрей Данилов вернулся в строй, после победы приезжал в Беларусь, встречался с С. С. Гурбик, которую называл своей второй матерью.

Мощный удар немецких сил вторжения на рассвете 22 июня нанёс невосполнимый урон 3-й, 4-й и 10-й приграничным армиям Западного фронта. Семья Денисюк из деревни Тришин Брестского района, её родственники и соседи спасли немало жизней воинов 4-й армии, среди которых были участники героической обороны Брестской крепости. Один из них, Е. Г. Хлебников, позже вспоминал: «Трогательную заботу о нас проявляла эта чудесная семья – мать Фёкла Ивановна, дети Павел, Стеша, Коля, Таня и Валя. Несмотря на опасность, угрожавшую им, они доставали медикаменты, собирали старые бинты, стирали и проглаживали их утюгом. А не было бинтов для перевязок, в ход пускали чистое бельё. Чтобы испечь хлеб, они мололи для нас зерно на домашних ручных жерновах. Принимали они не только раненых воинов, но и членов семей комсостава, оставшихся на оккупированной территории. Помогали Денисюкам во всём этом их соседи – Сергей Карабанюк, Виктор Денисюк, Екатерина Денисюк, Сергей Будько и многие другие жители Тришина. Они делились продуктами, приносили табак, предупреждали о приезде в деревню гитлеровцев».

Жители деревни Собольки на Гродненщине во главе с В. В. Янушко специально построили в лесу землянки, где прятали, кормили, переодевали окруженцев, снабжали подобранным на местах боёв оружием и направляли на восток к линии фронта.

После завершения оборонительных боёв за Минск, возле деревни Тарасово Минского района, где располагался командный пункт 44-го стрелкового корпуса, скопилось много раненых, большинство которых были нетранспортабельными. Командование приняло тяжёлое решение оставить их в деревне. 1 июля раненых перевезли в двухэтажное здание правления местного колхоза «Красный пахарь». Выхаживали их жители деревень Тарасово, Ратомка, Качино. Одной из самых активных была семья Д. А. Жизневского – жена Мария Мартыновна, дочери Галина, Вера, Елена. По инициативе созданной вскоре подпольной группы под руководством председателя колхоза В. И. Лошицкого и директора школы П. М. Бортника в деревнях организовали сбор постельного белья, которое использовали в качестве перевязочного материала. С. А. Василевская неоднократно ходила в Минск и покупала на рынке марлю, а М. И. Пикулик меняла сало на иод. Чтобы спасти выздоравливающих от концлагеря, организовывали лжепохороны раненых, якобы умерших от заражения крови. В. И. Лошицкий, назначенный немцами волостным старостой, обеспечивал воинов документами, свидетельствовавшими, что они являются местными жителями. Благодаря активному участию населения было поставлено в партизанский строй 80 человек. Однако некоторые участники их спасения заплатили за это своими жизнями, среди них В. И. Лошицкий и его жена.

Возле деревни Старое Село Минского района в руки немцев попал полевой госпиталь 5-го стрелкового корпуса 10-й армии. Раненых перевезли в Минск и разместили, уже в качестве военнопленных, в приспособленном под лазарет здании. В таком же положении оказались и раненые защитники Минска, поступившие в медицинские учреждения ещё в дни обороны города.

Колонна советских военнопленных в Минске. Июль 1941 г.

Многие жители, рискуя, отрывая от себя, приносили в лазареты продукты, лекарства. Постепенно образовалось несколько групп, которые задумали обеспечить раненых, в первую очередь политработников, безоговорочно уничтожавшихся оккупантами, новыми документами, штатской одеждой, попытаться вывести из лазаретов и найти жильё.

Одну из таких групп возглавляли Ольга Щербацевич и Кирилл Трус. Усилиями патриотов из лазаретов было выведено 18 человек, обеспеченных гражданской одеждой, новыми документами и местами проживания. Некоторые из спасённых военнослужащих вступили в ряды подполья либо партизанских формирований, другие стремились перейти линию фронта и вновь оказаться в действующей армии. Несколько таких выходов из города были успешными. Но затем патриотов постигла трагическая неудача. 26 октября 1941 г. после жестоких пыток погибли на виселице К. И. Трус, О. Ф. Щербацевич, её сестра и брат Надежда и Пётр Янушкевичи, сын Владлен, муж Надежды Николай Кузнецов и другие. Грудной ребёнок Надежды и Николая был выброшен из окна на камни тюремного двора.

Ольга Щербацевич с сыном Владленом в начале 1930-х годов
Дом, в котором жила семья Щербацевич и где находили приют спасённые военнопленные (современный снимок)

Более 200 военнопленных спасли в течение осени 1941 г. – зимы 1942 г. подпольщики Борисова. Патриоты Слуцка под руководством П. Е. Маглыша в декабре 1942 г. – начале 1943 г. переправили к партизанам 127 военнопленных.

Могилевчанка Прасковья Дерибо, переодевшись монахиней, ходила по домам горожан, собирая продукты и лекарства для военнопленных. Продукты она закупала также на рынке на деньги от продажи молитвенников, отпечатанных в немецкой типографии.

Комсомольцы из деревни Ветрянка Быховского района Могилёвщины Роман и Станислав Багинские, Виктор и Леонид Безобразовы, Василий Квартальный, Софья Лабковская, Лидия Титова с первых дней войны стали помощниками многих бойцов и командиров, стремившихся перейти линию фронта. Одна из групп в количестве около 120 человек во главе с командиром 61-го стрелкового корпуса 13-й армии генерал-майором Ф. А. Бакуниным, имея в обозе много раненых, отходила из-под Могилёва. Ребята доставляли им продовольствие, лекарства. В деревне Гайшино подогнали к месту переправы через Сож несколько челнов и ночью вся группа Бакунина успешно переправилась через реку. В декабре 1941 г. она вышла из окружения в районе Тулы.

Ф. А. Бакунин

Во многом благодаря жителям Белоруссии вырвались из окружения и другие представители высшего командного состава РККА и Западного фронта: заместитель наркома обороны СССР Маршал Советского Союза Г. И. Кулик, заместитель командующего Западным фронтом генерал-лейтенант И. В. Болдин, командующий 3-й армией генерал-лейтенант В. И. Кузнецов, командующий 10-й армией генерал-майор К. Д. Голубев, командир 1-го стрелкового корпуса генерал-майор Ф. Д. Рубцов, командиры стрелковых дивизий генералы Т. К. Бацанов, К. Н. Галицкий, А. И. Мавричев, И. Н. Руссиянов, С. П. Сахнов, А. М. Степанов и другие.

Не все подобные истории завершились благополучно. 26 июля у деревни Бруски Могилёвского района пошла на прорыв кольца вражеского окружения 4-тысячная сводная колонна защитников Могилёва, которую возглавлял командир 172-й дивизии генерал-майор М. Т. Романов. В этом бою генерал был тяжело ранен. Его доставили в деревню Барсуки, в дом Михаила Фёдоровича Осмоловского. Хозяин, его жена Надежда Устиновна, дочь Елена, мать Марьяна Тимофеевна переодели раненого в гражданскую одежду, генеральскую форму, партийный билет, другие документы и медаль «XX лет РККА» зарыли на своём подворье. В течение двух месяцев Осмоловские и врач Елена Фроленко выхаживали генерала, почти поставили на ноги и планировали переправить к партизанам. Однако 22 сентября в деревню ворвались каратели и схватили генерала Романова и его спасителей. Были расстреляны 13 человек – почти вся семья Осмоловских. Генерала доставили в Могилёв, затем в лагерь в г. Хаммельбург в Германии, где он скончался 3 декабря 1941 г.

Оставшаяся в живых Елена Осмоловская, которая стала связной партизанского отряда, весной 1942 г. тайком выкопала документы, вещи и награду генерала Романова и передала их в штаб отряда. Ныне медаль «ХХ лет РККА», которой Романов был награждён в 1938 г., хранится в Могилёвском областном краеведческом музее.

Ф. А. Бакунин

Реликвией Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны является знамя 56-й стрелковой Московской дивизии – одной из старейших в Красной армии, получившей боевое крещение в 1919 г. при обороне Петрограда.

В июле 1941 г. разрозненные части дивизии отступали от Гродно на восток. Знамя находилось у капитана В. В. Куликова и старшего лейтенанта Ф. М. Максимова. У деревни Узносное Толочинского района Витебщины они были обстреляны и укрылись в лесу. Здесь их обнаружили совершенно обессиленными местные комсомольцы Аркадий Зелютков и Константин Мясников. Командиры просили, если они в скором времени не вернутся, сохранить реликвию, которую они зарыли под приметной елью. Они не вернулись, а Аркадий и Константин, справедливо рассудив, что знамя долго в земле не пролежит, просушили его и переложили в металлический ящик, который Зелютков спрятал в своём доме. Сам он в августе 1942 г. стал партизаном, но только в мае 1943 г. открыл свою тайну командованию, после чего знамя переправили самолётом в Москву, в Белорусский штаб партизанского движения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 г. за спасение боевой воинской реликвии Аркадий Карпович Зелютков был награждён орденом Красного Знамени.

А. К. Зелютков
Спасённое знамя 56-й стрелковой Московской дивизии
(Visited 456 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 26.07.2020
закрыть