Диверсия Крыловича

18:35 Люди в истории

В ночь с 29 на 30 июля 1943 года, на станции Осиповичи в Могилевской области была совершена самая крупная в мировой военной истории наземная транспортная диверсия. За одну ночь сгорели четыре немецких эшелона с боеприпасами и техникой: 5 паровозов, 65 вагонов со снарядами, авиабомбами, несколько новейших танков «Тигр», три десятка вагонов с бензином и авто маслом, более десятка вагонов продовольствия, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения.

За произошедшим закрепилось название «диверсия Крыловича» — по имени устроившего ее руководителя партизанской диверсионной группы в годы Великой Отечественной в Белоруссии Федора Андреевича Крыловича.

Федор Крылович


Федор Крылович родился в 1916 году в Минске в семье железнодорожника и кондуктора поездов. Затем семья перебралась в город Осиповичи. Учебу в Витебском электро-техникуме Федор Крылович бросил из-за тяжелого материального положения и устроился работать электриком на железнодорожной станции в Осиповичах и помощником уполномоченного в городском отделе физкультуры и спорта.
Он окончил курсы связистов в Ульяновске, служил в рядах Красной армии. За его плечами были бои с японцами на Халхин-Голе и у озера Хасан, а также участие в советско-финской войне. После демобилизации Крылович вернулся в Осиповичи и где продолжил работу работать электромонтером на железнодорожной станции.
Таким образом к началу Великой Отечественной войны у него уже был опыт боевых действий. Но на фронт его не взяли – железнодорожных специалистов на тот момент оставляли на рабочих местах, так как шла эвакуация. Самостоятельно попасть на фронт Крыловичу с товарищами не удалось – Красная армия быстро отступала, а фашисты, выйдя к мосту через реку Березину, отрезали путь на город Могилев.

Федор Крылович с женой


30 июня немцы заняли Осиповичи, для них они стал важным пунктом – там располагалась крупная железнодорожная узловая станция, располагались склады вооружения, останавливались для отдыха армейские части, пересекалось множество военных эшелонов.
Крылович же продолжил работу электромонтером на станции, а параллельно участвовал в группах сопротивления. В квартире семьи Крыловичей подпольщики слушали передачи из Москвы по радиоприемнику, собранному Федором.

Подготовка к диверсии

Так продолжалось два года. Весной 1943 года на Федора Крыловича вышел секретарь Могилевского подпольного обкома Ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии (ЛКСМБ) Павел Воложин. В июле того же года Воложин в письме секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову давал лестную характеристику Крыловичу:

«О подполье. Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи – Крылович Ф. А. …Он по моему поручению организовал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека… Этот Крылович Федя… энергичный и инициативный, исполнительный. Вот что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций, у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав – комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен на 6 месяцев… переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации» — писал Воложин.


В этом же письме Воложин отмечал, что «ребята толковые и энергичные, только нужен материал. Стыдно признаваться, что нет тола и мин. Жду».
В середине июля 1943 года Воложин передал оперативной группе «Храбрецы», в которую входил Крылович, две магнитные мины.

Огненный ад

Дежурство Крыловича выпало в ночь с 29 на 30 июля. В этот время на станцию пришел эшелон с топливом. Но его отправка в сторону Курской дуги задержалась из-за поломки семафора в Северном вагонном парке, которую связывают с тем, что Крылович повредил в нем проводку .
На починку семафора он был отправлен в сопровождении немца-охранника. Ему удалось заложить мины в голове и хвосте состава на бочках с топливом. Он рассчитывал избежать подозрений в диверсии, поскольку, по его планам, мины должны были взорваться уже после того, как поезд будет в дороге.
Но эшелон в путь не отправился. Его переставили в Северный парк, где были составы с боеприпасами и техникой.
Первый взрыв, запустивший цепочку других, прогремел в три часа ночи. Цистерны с горючим взрывались одна за другой. Попытка немцев расцепить состав и убрать уцелевшие цистерны провалилась – сработала мина в хвосте состава. Огонь переметнулся на стоявший по соседству эшелон с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, от высоких температур они стали детонировать. Из-за этого в огне оказались еще два — с новейшими образцами вооружения и танков, в частности, танков «Тигр», на которое немцы возлагали большие надежды в операции «Цитадель» под Курском.
Взрывы продолжались 10-12 часов, рассказывали очевидцы. Жители города приняли их сначала за авиа налет и бомбежку с воздуха. Кроме того, в расположенном неподалеку лагере для советских военнопленных начался пожар и в общей панике пленным удалось сбежать.

Данные о разрушениях у немцев и партизанов разнились.
«30.07.1943. Около 2 часов на станции Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвалась магнитная мина. В результате пожара сгорело 29 цистерн с бензином, 60 вагонов с боеприпасами и эшелон с боевой техникой. В результате взрывов боеприпасы разбросаны по всей территории. Срочно затребованы пиротехники из Минска и Могилева для обезвреживания всюду разбросанных снарядов и бомб. …По данным 550-й полевой комендатуры, потери до сих пор составили 3-4 солдата убитыми, 27 солдат и 6 железнодорожных служащих ранено»

— говорилось в записи в дневнике боевых действий дежурного оперативного отдела 203-й охранной дивизии.
В своем рапорте Крылович отчитывался об уничтожении:

«8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад»


Оставаться после такой диверсии Крыловичу в городе было небезопасно. Он вместе с группой подпольщиков подался в партизаны в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду, возглавил диверсионную группу. После войны он вернулся на работу электромонтера. В производственной характеристике на него было отмечено, что он «все задания выполнял и перевыполнял», а «за хорошую работу на транспорте получал благодарности от руководства отделения паровозного хозяйства. За перевыполнение производственных заданий отмечался прессой».
Однако награду за свою диверсию Крылович получил далеко не сразу. С войны он вернулся лишь с медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а орден Ленина получил только в декабре 1948 года.

«…Это самая результативная операция, которую осуществили партизаны во время Великой Отечественной войны»

— говорил позже бывший начальник Центрального штаба партизанского движения, первый секретарь КП(б)Б Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Запись об этом есть в книге «Память» Осиповичского района.

Памятник Федору Крыловичу на станции Осиповичи


Федор Крылович умер в возрасте 43 лет в 1959 году.
В 1975 году в городе его именем была названа одна из улиц в Осиповичах, а на одной из расположенных на ней многоэтажек установили мемориальную доску в память о герое. Еще позднее – в 2009 году — на станции Осиповичи появился памятник в его честь.

(Visited 135 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 07.08.2020
закрыть