Масоны в Минске или как Сталин изменил белорусскую историю

15:24 Статьи

 Интересно, что первую попытку выделить белорусов предпринял вовсе не наш соотечественник, а чех. Историк и этнограф П. Шафарик  в 1842 году составил карту расселения славянских народов. Но из-за недостатка сведений границы были проведены с ошибками.  Спустя 20 лет появился первый этнографический атлас, где уже были достаточно подробные и точные сведения об этническом составе и размещении населения Беларуси. К концу  века подобных исследований набралось довольно много. Но это были лишь отвлеченные научные изыскания. Время конкретных действий пришло, когда Россия вступила в ХХ век. 

«Масонская» стратегия 

      Всерьез задуматься о самоидентификации белорусскую интеллигенцию  заставила  «весна народов» — так называли подъем национального движения в странах Западной Европы во второй половине ХIХ века. Одна за другой появлялись организации с романтичными названиями – например, «Молодая Италия» или «Молодая Польша». Однако первая политическая партия, которая возникла в Северо-Западном крае в конце 1902 года, называлась просто — «Белорусская революционная громада», позже – «Белорусская социалистическая громада». Ее лидерами стали братья Антон и Иван Луцкевичи и Вацслав Ластовский.  Руководство партии видело своей целью переустройство мира и борьбу с самодержавием. Дискуссии были довольно жаркими, правда, ими все ограничивалось. В основном они касались будущего тех территорий, на которых проживали белорусы. 

      Первые заметные общественные события датированы апрелем-маем 1905 года, когда в Вильно прошли два съезда  национальных представителей Литвы. В форумах приняли участие и делегаты от других народностей, населявших Северо-Западный край: белорусы, поляки, евреи. И хотя  эти съезды не принесли ощутимых результатов,  благодаря им удалось прояснить позиции  разных групп относительно будущего.

И оказалось, что, в то время как немалое число белорусских активистов рассматривали край как общий дом для  разных народов, подавляющее большинство их литовских коллег вовсе не собирались «делить» страну с другими нациями. Они видели свое будущее государство исключительно как территорию для литовцев. Белорусы, впрочем, как и евреи, поляки и другие, вполне могли там проживать, но лишь на правах нацменьшинств.  

      Несколько лет прошли в жарких дискуссиях – как жить дальше. На эти процессы сильно повлияли  поражение России в войне с Японией и революция 1905 года. Особенно сильным было брожение умов в соседней Польше.  Вопросы  о независимости от России чаще всего поднимались именно в Варшаве.  В Вильно и Минске охотно поддерживали разговоры о будущем, но каким оно будет, никто себе не представлял. Белорусские деятели продолжали развивать идею о территории, на которой их нация могла бы на равных жить с поляками и литовцами. Как считают специалисты, здесь повлияла вовлеченность активистов национального движения в масонские ложи. История этой тайной организации на территории  Беларуси к тому времени насчитывала уже десятки лет. В движение были вовлечены многие заметные фигуры региона: братья Луцкевичи, В. Ластовский, И. Красковский. Они пытались применить одну из действенных стратегий масонов: решать наиболее острые вопросы с помощью компромиссов. Но, как показали дальнейшие события, этот путь подходил не всем.   

Соединенные Штаты Балтики 

    18 июля 1914 года  в западных губерниях Российской империи было введено военное положение: страна вступила в Первую Мировую. Увеличилось количество полиции и войск, ужесточилась цензура. Стали закрываться газеты и журналы. Некоторых из активистов общественной жизни региона призвали в армию. Спустя год Беларусь оказалась сначала в зоне военных действий, а потом и в зоне оккупации. Временная немецкая администрация пыталась использовать национальное движение для укрепления своего режима. В августе 1915 г. канцлер Германии Бетман-Гольвиг публично заявил: «освобожденные от России земли не вернутся под московское ярмо». Но серьезных успехов немцам достигнуть не удалось. Во многом потому, что они слабо ориентировались в национальном вопросе, да и куда большее внимание  уделяли не белорусам, а полякам. 

       Один за другим стали появляться проекты новых государственных образований, в том числе конфедеративного типа. Так, белорусский политик Антон Луцкевич предложил создать своего рода Соединённые Штаты Балтики. В новую страну могли бы войти Беларусь, Украина, Литва и Латвия.  Но идею практически никто не поддержал. Если для белорусов создание такого государства  означало выход к морю, то представители других народностей не нашли в проекте очевидных выгод. Тем временем в России происходили события, изменившие ход всей мировой истории. Николай Второй подписал отречение от престола. 

Воздух свободы

       Февральская революция в России дала мощный толчок национальному движению. Показательным стал пример Финляндии и Польши, которые, проявив активность и настойчивость, все-таки сумели вернуть себе статус независимых государств.   Серьёзную заявку на «самостийность» сделала Украина. События в стане соседей заставили белорусов действовать решительнее. Местные нацлидеры  приняли декларацию о свободе Беларуси и выбрали делегацию для поездки в Петербург — обсудить с князем Львовым -министром-председателем Временного Правительства — будущее Северо-Западного края.

       Встреча состоялась в апреле 1917 года. Но она  не принесла для белорусской делегации сколько-нибудь ощутимых результатов. Глава Временного правительства откровенно симпатизировал литовцам, которые общались с ним намного плотнее. Князь даже попросил прибалтийских делегатов наметить кандидатов на посты на административные должности в будущей республике. Когда белорусам стало ясно, что ничего хорошего от Петрограда ждать не стоит, они  решили действовать сами. 

      Летом и осенью 1917 г. на митингах, конференциях и съездах белорусы много обсуждали будущий политический статус территории. Большинство склонялось к  автономии в составе России. Но октябрьские события в Петрограде снова заставили лидеров национального движения пересмотреть стратегию. 

«Город парализован…» 

     Известия об Октябрьском перевороте  не вызвали ликования на западе страны. Вот как описывал ситуацию в ноябре 1917 г. в Минске один из очевидцев: «Казалось, что город парализован. Не было никаких проявлений энтузиазма или хотя бы радости. Даже солдаты, поддерживающие новую власть, были угрюмы, неохотно разговаривали с прохожими». Уставший от революции войн и лишений народ жаждал одного – спокойствия. 

Ситуацию в регионе осенью 1917 г. стал контролировать Исполнительный комитет западной области и фронта (Облискомзап). Он был создан на основе коалиции большевиков и левых эсеров. Тем временем другие белорусские политики давно вынашивали идею созыва первого Всебелорусского съезда. Они заручились поддержкой Сталина как наркома по делам национальностей. В подтверждение он подписал специальное письмо, в котором, в частности были, следующие слова «Сегодня выезжают в Смоленск белорусы. Везут с собой манифест. Просьба ЦК партии и Ленина принять их, как младших братьев, может быть, еще неопытных, но готовых отдать свою жизнь партийной советской работе». 

Сталин вмешивается 

     Свою полноценную работу съезд начал 15 декабря 1917 года в здании городского театра.  Большинство исследователей приводят данные о 1872 делегатах. На повестке были  вопросы о статусе, о границах и о будущем оккупированных белорусских территорий: ведь война с Германией все еще продолжалась.  В итоговой резолюции провозглашался республиканский строй

«для спасения родного края и ограждения его от раздела и отторжения от Российской демократической Республики».  

     Голосование по этому документу проходило в ночь  с 17 на 18 декабря. Делегаты съезда не знали, что здание, в котором они работали, уже   окружено силами Облискомзапа. Прямо во время чтения резолюции в зал вошел комиссар внутренних дел Западной области Л. Рэзавски вместе с главой города и гарнизона М. Кривошеиным. Они объявили,  что съезд распущен. Президиум и некоторые делегаты – в общей сложности 27 человек — были арестованы.   

      В качестве обоснования своих действий лидеры Облискомзапа сообщали о том, что съезд прошел «под влиянием шовинистических националистических элементов». Однако в   Петрограде разгон форума вызвал негативную реакцию. Сталин потребовал освободить арестованных участников съезда.  Неизвестно, как сложилась бы их судьба без его вмешательства. Чуть позже многие из них станут инициаторами  создания будущей Белорусской республики. Первое независимое государство на этой территории появится всего через три месяца.   

(Visited 467 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 31.08.2020
закрыть