Портрет Гитлера и «Жыве Беларусь!». О чем пишут в современных учебниках истории?

17:29 Статьи

Республика Беларусь – единственное государство на пространстве бывшего СССР, где почти в неизменном виде сохранилась традиция изучения Второй мировой войны и ее составной части – Великой Отечественной войны, и «ни один столь короткий период истории не изучается столь подробно»  

В то время как в современном мире наблюдается тенденция к фальсификации истории войны и изображению СССР как одного из главных ее виновников, принижению вклада многонационального советского народа в победу над фашизмом, а коллаборантов представляют как «борцов за свободу», в Беларуси этому активно противостоят.   

Основными учебными предметами для изучения Великой Отечественной и Второй мировой войн  являются «Всемирная история», преподаваемая в 10 классе учреждений общего среднего образования на основе учебного пособия под ред. Г.А Космача, и «История Беларуси», преподаваемая по учебному пособию под ред. Е.К. Новика.

«Всемирная история» 

В учебнике по данному предмету имеется раздел «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа», на изучение которого, в соответствии с программой, отводится 8 часов из 35. Кроме того, отдельные аспекты периода 1939-1945 гг. учащиеся узнают в рамках еще 8 тем. 

Во время изучения темы «Международные отношения в 1930-е гг.» (§7) учащиеся узнают о крахе Версальско-Вашингтонской системы и агрессивной политике фашистских держав в 1936-1939 гг., приведшей к аншлюсу Австрии в марте 1938 года и оккупации Чехословакии после Мюнхенского соглашения, названного в учебнике «важнейшим событием на пути подготовки и развязывания Второй мировой войны».  СССР противостоял фашистским государствам еще до начала Второй мировой войны. В качестве подтверждения приводится  упоминание о Гражданской войне в Испании и участии в ней интернациональных бригад добровольцев из СССР, сражавшихся с фашистскими войсками из Германии и Италии. Документом, изображающим это время, является отрывок из воспоминаний генерала армии П.И. Батова «Первый бой с фашизмом». 

Последний, четвертый раздел учебника называется «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа» и состоит из 7 параграфов (§24-30).

Первый из них – «Начало Второй мировой войны» — рассказывает об оккупации гитлеровской Германией Польши, Франции, Югославии и Греции, «Битве за Англию», подготовке плана войны с СССР под кодовым названием «Барбаросса».   

Среди причин неудач Красной Армии на первое место авторы учебника ставят концентрацию в руках фашистской Германии «экономических и военных ресурсов почти всей Западной Европы», «большого опыта ведения войны» германскими войсками, затем выделяют внезапность нападения, при этом отмечая: «Несмотря на то что многие военачальники не единожды предлагали И.В. Сталину привести армию в состояние боевой готовности, он категорически отклонял такие предложения. И только за несколько часов до нападения Германии Сталин издал директиву о приведении войск в боевую готовность, но время было уже упущено. Командный состав Красной Армии был ослаблен репрессиями накануне войны». Также среди причин поражений первых месяцев войны названы ослабление командного состава Красной Армии в результате репрессий и расположение советских войск в Белостокском выступе в Беларуси, ожидание главного удара на Украине.

К сожалению, авторы учебника  допускают ряд неточностей. Так утверждается: «С началом войны весь советский народ поднялся на борьбу с врагом». Это в дальнейшем ограничивает возможность объяснения учащимся природы коллаборационизма и затяжной характер войны. Вызывает вопрос упоминание в рассказе о «битве под Москвой» и подвиге 28 панфиловцев следующего посыла: «Поистине бессмертными стали слова политрука В.Г. Клочкова-Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». Данное утверждение, как установлено после ряда проверок, в т.ч. проводившихся в 1988-1989 году, не соответствует действительности. При этом в качестве образа героизма советского народа в битве за Москву мог бы служить подвиг командира роты, в которой служили «28 панфиловцев», Павла Гундзиловича, уроженца д. Литвяны (ныне Узденский район Минской области).

В § 26 «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн» основное внимание уделено Сталинградской и Курской битвам, ход которых представлен на карте.  Из данного параграфа учащиеся узнают о доме Павлова в Сталинграде, капитуляции войск фельдмаршала Ф. Паулюса, подвигах А.Матросова, летчика А. Маресьева, описанный в книге писателя Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Отдельно дана историческая справка «Битва под Прохоровкой». В итоге коренного перелома «23 сентября 1943 г. советские войска заняли первый районный центр БССР – Комарин. 25 сентября был освобожден Смоленск, 6 ноября – столица Украинской ССР Киев». 

Следующий параграф посвящен борьбе с захватчиками на оккупированной территории (§27). Он затрагивает широкий спектр вопросов: «новый порядок» в Европе, иллюстрируемый картой «Крупнейшие концентрационные лагеря на территории Европы», движение Сопротивления, включая восстание в Варшавском гетто, деятельность коллаборантов.  

Отмечается важнейшее значение действий советских подпольщиков и партизан в тылу врага, руководимых Центральным штабом партизанского движения во главе с П. Пономаренко. Всего на территории СССР действовало 6 тыс. партизанских отрядов с более чем 1 млн. человек и около 220 тыс. подпольщиков: «Потери немцев в результате действий партизан и подпольщиков составили около 1 млн. человек.  

Заключительному этапу Второй мировой войны и разгром фашистского блока в 1944-1945 гг. посвящены § 29-30, где речь идет об освобождении Красной Армией территории СССР и европейских стран, открытии второго фронта в Европе, Крымской конференции, завершении разгрома Германии, поражении Японии, Потсдамской конференции и образовании ООН. Это наиболее насыщенная фактами тема, очень сложная для усвоения из-за почти полного отсутствия нарратива. В пункте об освобождении войсками СССР европейских стран нашлось место только одному примеру личного героизма – командиру подводной лодки А. Маринеско. В то же время здесь же представлены сразу 5 карт: «Белорусская наступательная операция «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 г.)», операция «Оверлорд», «Разгром фашистской Германии (1944-1945 гг.), «Маньчжурская наступательная операция (9 августа – 2 сентября 1945 г.) и «Важнейшие территориальные изменения в Европе по соглашениям 1945 г.».

В  рассказе о поражении Японии несколько нарушена логика повествования: сначала говорится о вступлении СССР в войну, а затем об уничтожении японских городов Хиросима и Нагасаки американскими атомными бомбами. Именно после этого, а не наоборот, отмечается, что «14 августа Япония заявила о капитуляции». 

В заключение авторы учебника делают важнейший вывод: «Решающую роль в борьбе с фашизмом сыграл Советский Союз. Главным источником победы народов, подвергшихся агрессии, был патриотизм людей, их готовность жертвовать многим для защиты и освобождения своей Родины. В СССР за победу отдали жизнь более 27 млн человек. Советские люди победили в Великой Отечественной войне, потому что сражались за свою землю, за свои семьи, за свои идеалы» 

«История Беларуси»

В учебнике имеется раздел ІІІ «БССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн», состоящий из 9 параграфов (§ 20-28), на изучение которых отведено 10 из 35 часов. За счет наличия рубрики «Вспомните» осуществляется взаимосвязь с материалом учебного предмета «Всемирная история», который, в данном случае, углубляется: если в учебнике по «Всемирной истории» основное внимание уделено военным-политическим событиям с опорой на картографию (12 карт) и таблицы, в «Истории Беларуси» важнейшая роль отведена отечественным произведениям изобразительного искусства и портретам участников войны, акцентируется внимание на их роли в борьбе с врагом.   

Отдельный параграф (§21) раскрывает тему «Воссоединение Западной Беларуси с БССР». Вниманию учащихся представлена карта, которая иллюстрирует территориальные изменения  Беларуси: «В результате вхождения Западной Беларуси в состав БССР территория последней увеличилась со 125,6 до 225,6 тыс км2, а население – с 5,6 до 10,3 млн человек». Однако в данном случае присутствует недосказанность, так и нераскрытая в последующем материале. Дело в том, что если для объяснения передачи Литовской Республике г. Вильно представлен исторический документ с выдержкою из выступления В. Молотова на сессии Верховного Совета СССР 1 августа 1940 года, то для объяснения передачи г. Белостока Польской Народной Республике не сказано ни слова. Лишь в учебнике по «Всемирной истории» на небольшой карте «Важнейшие территориальные изменения в Европе по соглашениям 1945 г.»   указано – «Территория, переданная Польше по договору между СССР и Польшей от 16 августа 1945 г.».

В §22 «Начало Великой Отечественной войны» рассказывается о нападении нацистской Германии на СССР, ее планах на послевоенное устройство захваченных территорий, в том числе о возможности передачи США «Чукотки и Камчатки», а Англии – «севера Европейской части СССР с Мурманском и Архангельском», и «физическое уничтожение большей части славян».

В пункте «Оборонительные бои в Беларуси и их итоги. Героизм и патриотизм советских людей» приводятся имена пограничников и летчиков, отметившихся в боях с врагом. Упоминается героическая оборона Брестской крепости, Минска, Могилева и Гомеля, организации контрудара в направлении Сенно-Лепель войсками 20-й армии генерал-лейтенанта П. Курочкина, действия в тылу противника кавалерийской группы генерала О. Городовикова, первое применение реактивных установок («катюш») под Оршей. При этом обойден вниманием Гродненский регион: не упоминается не только 86-й Августовский пограничных отряд Белорусского пограничного округа войск Народного комиссара внутренних дел СССР, но и так называемый «Новогрудский котел», не говоря уже о судьбе упоминаемого в учебнике командующего Западным фронтом генерала Дмитрия Павлова.

В §23 «Германский оккупационный режим на территории Беларуси» рассказывается о плане «Ост», согласно которому подлежали уничтожению 75% белорусов, русских и украинцев. Уделено внимание ликвидации государственности и территориальной целостности Беларуси. Значительный объем материала описывает процесс обучения школьников в условиях «нового порядка»: «Экономическое угнетение сопровождалось духовным. В системе школьного образования, действовавшей на оккупированной территории, учебный процесс имел прогерманскую и профашистскую направленность. В классе должен был висеть портрет А. Гитлера. Учителю, входящему в класс, необходимо было приветствовать учащихся поднятой правой рукой с возгласом «Хайль Гитлер!» или «Жыве Беларусь!». Ученики должны были так же отвечать учителю. Перед началом урока проводились беседы о биографии Гитлера и его соратников, о жизни народов в Новой Европе, победах вермахта». 

Далее Е. Новик на примерах концентрационного лагеря смерти в Тростенце под Минском, в котором было уничтожено «более 200 тыс. человек», говорит о политике геноцида, затем рассказывает о проведении карательных операций в отношении сельского населения на примере уничтожения Хатыни. Всего же, заключает автор, «во время оккупации в Беларуси погибло более 2,2 млн человек, почти каждый четвертый ее житель».

При описании такого явления как коллаборационизм, к сожалению, почти не объясняется природа данного явления и влияние в Беларуси на нее предвоенных событий, в том числе коллективизации и репрессий в отношении мирного населения. Зато автор останавливается на использовании фашистами национальной символики, обходя вниманием общеевропейский характер данного явления: «В качестве символов белорусские коллаборационисты использовали исторический герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг, приветствовали друг друга возгласом «Жыве Беларусь!» с выбрасыванием по-фашистски руки вперед». 

 Подробно партизанское движение рассмотрено в теме «Развертывание народной борьбы на территории Беларуси» (§25). Здесь упоминаются и создание Центрального штаба партизанского движения во главе с П. Пономаренко, и Белорусского штаба партизанского движения во главе с П. Калининым, и проведение «рельсовой войны», и деятельность партизанских зон. Карта «Партизанское движение на территории Беларуси. 1942-1944 гг.» наглядно демонстрирует, что большая часть территории Беларуси контролировалась партизанами (60%). Всего же, согласно данным учебника, здесь «действовало 213 партизанских бригад, 374 тыс. партизан и 400 тыс. человек скрытого партизанского резерва. В состав партизанского резерва входили жители, готовые в любую минуту включиться в вооруженную борьбу с фашистами. 

Отдельный параграф (§27) носит название «Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией». Он почти полностью построен на именах уроженцев Беларуси на фронтах Великой Отечественной войны, партизанских отрядах, подполье, участии в европейском движении Сопротивления, прежде всего, Италии, Бельгии, Франции, Чехословакии. Говорится даже об участии белорусов в «польской армии генерала Андерса, которая была сформирована на территории Советского Союза, а затем вышла к союзникам и участвовала в тяжелых боях за освобождение Италии». 

Всего на фронтах Великой Отечественной войны сражались с врагом более 1,3 млн белорусов и уроженцев Беларуси, 446 их них удостоены звания Героя Советского Союза. Около 400 тыс. воинов-белорусов и уроженцев Беларуси награждены боевыми орденами и медалями. За годы войны около 400 белорусов стали генералами и адмиралами. На земле Беларуси сражались с врагом 374 тыс. партизан и 70 тыс. подпольщиков.

Таким образом, учебники «Всемирная история» и «История Беларуси» придерживаются представления о Великой Отечественной войне, сложившегося еще со времен СССР. При этом в проведении линии патриотического воспитания ставка сделана на вклад белорусского народа в общую Победу. Учебники связаны между собою содержательным материалом и дополняют друг друга, но в то же время содержат ряд противоречий и даже ошибок. Местами заметен не лучший отбор событий и имен, характеризующих войну, а также ограниченный объем нарратива.

(Visited 106 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 22.10.2020
закрыть