Фото после газовой атаки. Удивительные факты из жизни настоящего офицера

19:29 Люди в истории, Статьи

2 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения археолога Иосифа Стабровского.

Более тридцати из 98 лет он отдал воинской службе, став полковником царской армии, проявил себя в годы первой мировой войны. А потомкам он оставил Слонимский краеведческий музей, ныне носящий его имя.

Иосиф Стабровский родился 2 ноября (21 октября по ст.ст.) 1870 года в семье Иосифа Викентьевича и Людвики Адольфовны Стабровских.

Стабровские герба «Любич» вели начало от писаря Великого князя Литовского Войтеха (ум.В 1596 г.). Представители рода служили на различных должностях в Полоцком воеводстве – от подкомория (судья по спорам о границах имений) до воеводы. После разделов Речи Посполитой Стабровские продолжили воинские традиции рода на службе Российской империи. Дед Иосифа Викентий Стабровский (1777-1868) проявил себя в битве под Гейсльбергом 29 мая 1807 года, за что Александр I даровал ему орден св. Анны 3-й ст.

О награждении Викентия Стабровского орденом св. Анны 3-й степени в 1808 году

Отец Иосифа Иосифовича Иосиф Викентьевич Стабровский(1823 — 1891), владелец имения Орловичи Слонимского уезда, командуя ротой Муромского пехотного полка, во время Крымской войны участвовал в обороне Севастополя. Портрет его был представлен в сборнике портретов «Севастопольцы», подготовленном в1903-1907 годах Петром Федоровичем Рербергом. 26 мая 1855 года Иосиф Викентьевич был «контужен осколком бомбы в грудь с надломом пятого ребра», однако оставался на фронте до 27 августа. За мужество он16 октября 1855 года был награжден орденом св. Анны 3-й степени с мечами. В 1860 году был взят под опеку Комитета о раненых с назначением «прибавочного пенсиона из инвалидного капитала».

Иосиф Викентьевич Стабровский. Из сборника Севастопольцы

Вместе с Иосифом Викентьевичем в обороне Севастополя принимал участие его родной брат Антон. Примечательно, что в 1877 году он, будучи уже в преклонном возрасте, пожелал в качестве добровольца отправиться на Балканы, но получил отказ. Прожив долгую жизнь Антон Стабровский умер в 1915 году. Его внуки Ольгерд и Антон также выбрали военную службу. Антон командовал артиллерийской батареей и погиб в годы первой мировой, а Ольгерд – во время Гражданской войны.

Супруга Иосифа Викентьевича Стабровского происходила из известного рода Массальских. Её отец Адольф и брат Кароль поддержали Январское восстание 1863-1864 годов. Последовали репрессии. В результате один был сослан в нерчинские рудники, а второй был пойман ещё задолго до окончания мятежа и 5 августа 1863 года расстрелян в Слониме. 

Благодаря боевым заслугам Иосифа ВикентьевичаСтабровского двое его сыновей – Казимир и Иосиф — смогли продолжить военную династию и поступить в Полоцкий кадетский корпус. Казимир в годы первой мировой войны служил на фабрике амуниции в Екатеринославле и погиб в Гражданскую войну.  Иосиф же прожил долгую жизнь, занимаясь военной карьерой, а  после отставки посвятив себя науке.

По окончанию Полоцкого кадетского корпуса в 1888 году Иосиф Стабровский был зачислен курсантом в Александровское артиллерийское училище, где подружился с Александром Куприным, будущим известным русским писателем, с которым долгие годы поддерживал переписку.

Выписка Иосифа Иосифовича по истории рода Стабровских. Из фондов Слонимского районного историко-краеведческого музея

В 1891 году Иосиф Стабровский был направлен на службу в 81-й Апшеронский полк, получив должность помощника заведующего охотничьей командой. Здесь он «ловил сельди и разную рыбу в Каспийском море поблизости Кайтаческих черных источников (в 30 км севернее г. Дербента», попутно увлекаясь фотографией. Этот его интерес был замечен шефом полка, великим князем Георгием Михайловичем, который поручил Стабровскому снять для вышедшей в 1892 году истории полка места боев с Шамилем, а также братских могил и памятников. В подарок он «получил от великого князя роскошно изданную в трех томах историю полка с его дарственной надписью».

Находясь на Кавказе, Иосиф Стабровский осознал значение артиллерии в военном противостоянии, поэтому в декабре 1893 года добился перевода в 21-ю артиллерийскую бригаду, в составе которой принимал участие в маневрах на территории Дагестана и Чечни. Ему поручают произвести проверку и дополнение 5-верстной карты Северного Кавказа, с чем он успешно справился, и в январе 1895 года был направлен в 38-ю артиллерийскую бригаду, при которой занял должность делопроизводителя. Уже в августе он был переведен в 38-й артиллерийский полк «для заведывания хозяйством оного», а в октябре назначен руководителем 38-го летучего артиллерийского парка. Кроме того, он являлся членом суда товарищества офицеров и заведовал офицерским заемным капиталом.

Заведуя хозяйственной частью бригады, Иосиф Стабровский много путешествует по территории Российской империи. Но отпуск всегда проводит в родных Орловичах Слонимского уезда Гродненской губернии, совершая пешие походы по родному краю, собирая предметы старины. Первым их итогом стала публикация в 1899 году журнале «Исторический вестник» небольшой заметки о находках «ископаемых стеклянных шаров», а также двух римских монет. Во время одного из отпусков Иосиф Стабровский в июле 1904 года женится на Амелии-Веронике Мечиславовне Давыдовской, от которой имел двух детей – Мирослава и Ирену. Амелия и дети скончались от болезней в 1920-е годы.

Иосиф и Амелия-Вероника Стабровские. 19.11. 1916 г.

Помимо фотографии и поиска древних артефактов, еще одним увлечением Иосифа Стабровского становится метеонаблюдения. Он организовывает и десять лет руководит при Михайловском штабе метеорологической станцией, отправляя результаты в Петербургскую метеорологическую обсерваторию. Помимо этого, он занимается разработкой шрапнели улучшенного образца, который был в 1907 году утверждён Главным артиллерийским управлением, а также усовершенствует телефон-приемник. Стабровский активно выступает за введение в армейскую жизнь достижений науки. Так Иосифом Иосифовичем было предложено использование в армии только начинавших появляться в то время ручных электрических фонариков.

Имея широкий круг интересов, Иосиф Стабровский в 1910 году в составе лекторской группы занимается просвещением воинского состава, которому читает лекции об электричестве, рентгеновских лучах, зарождении воздухоплавания и его перспективах, обороне Севастополя, знакомой ему по рассказам отца и дяди, через которых он вёл переписку с самим Львом Толстым.

Стабровский участвует в осушении болот под Москвой и осмотре Брестской и Варшавской крепостей с целью изучения их возможностей в войне: «Будучи капитаном 38 артил. бригады я получил предписание отправиться в полевую поездку с целью произвести рекогносцировку отрезков рек Вислы и Варты для выяснения вопроса о необходимости уничтожения крепостей Варшавы и Бреста. Рекогносцировка определенно выяснила, что положение указанных крепостей во время военных действий совершенно не будет иметь серьезного значения, а оборона их будет бесцельной. Рекогносцировка произведена мною весьма обстоятельно – и я был за это произведен в подполковники в 3 Гренадерскую артил. бригаду. В результате предполагалось в Волынской губ. создать особую оборонительную позицию, нечто вроде линии Мажино во Франции. Предположение это, однако, при безучастном отношении Военного Министерства, не было осуществлено, хотя времени для этого было вполне достаточно, и война 14 г. застала нас без определенного плана пограничной обороны с Австро-Германией».

Получив 8 августа 1910 года звания подполковника, Стабровскийбыл направлен руководством Московского военного округа в Ярославский губернский архив для изучения дел и корреспонденции военно-исторического характера. В 1912 году он становится членом Ярославского природоведческо-исторического общества, при котором заведует библиотекой, минералогическим и палеонтологическим отделами музея. Во время одной из командировок он наблюдает за строительством железнодорожного моста через Волгу, чтобы установить геологическую структуру почвы и сохранить выявленные в ходе этих работ исторические находки.

Блиндаж. Фотография из альбома Иосифа Стабровского «Кровавым следом», посвященного первой мировой войне

В связи с началом мобилизации в июле 1914 года в преддверие первой мировой войны Стабровский руководит формированием 55-й парковой артиллерийской бригады. 16-17 октября при переправе через реку Бзуру около фольварка Сдуны-Ржоньска возглавляемая им бригада попала под огонь немцев. Только личным примером Стабровскому удалось предупредить панику и организовать переход. Он вспоминал: «… всё смешалось – люди, лошади, все бегут куда-то без оглядки в тыл, бросают аммуницию, самые необходимые вещи, режут пост рамки и несутся верхами вскачь по всем направлениям. Главный путь отступления забит повозками, двуколками, зарядными ящиками, лазаретными линейками, брошенными в беспорядке. Под натиском отступавших на р. Бзуре проломился лед, тонут люди, лошади, отчаянно ревет порционный скот, крики, проклятья, неистовые ругательства раздирают воздух, давка неимоверная, каждый наровит поскорее перебраться на другой берег. Просвистевший вблизи снаряд усугубляет панику. Все объяты каким-то трепетом, лошади дрожат точно в лихорадке, рвутся, а опасности ровно никакой нет. И вот в такой момент положение может быть и было спасено властно поданной командой на месте переправы, соответственным распоряжением и личным примером, с угрозой даже применить оружие, и только таким способом удалось вывести из такого автоматического настроения отупевшую толпу. Дальнейшая переправа, уже под огнем противника, совершалась относительно спокойно, без больших потерь». За этот эпизод в конце 1914 года Стабровский был награжден орденом Святой Анны 2-й степени с мечами.

18 мая 1915 года Иосиф Стабровский попал под действие удушающих газов, выпущенных немцами во время боев на реке Равке под Боржыневом. Он чудом остался жив, запечатлев на одной из сделанных им фотографий жуткую сцену со следующей подписью: «217 пех. Ковровского полка отравленные удушливыми газами у Воли-Шидловецкой 18 мая 1915 года. «Помяни, Господи, рабов Твоих за веру, Царя и Отечество живот свой положивших, их же имена Ты Сам веси!». Эта фотография под № 115 находится в альбоме, составленном Иосифом Стабровским, — «Кровавым следом (Воспоминания с войны 1914 года. Альбом с 300 фотографиями)». Фотографии дополняются не только подписями, но и личными воспоминаниями, изложенными Стабровским в рукописном труде «Война».

Жертвы немецкой газовой атаки у д. Воля-Шидловецкая 18 мая 1915 года. Фотография Иосифа Стабровского

В ноябре 1915 года Стабровский руководит артиллерийской бригадой в боях около д. Скробов недалеко от Барановичей, в 1916 году участвует в боях около озера Нарочь, которую назвал «феноменальной военной неудачей». 23 марта 1916 года он был награжден орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени – «за отлично усердную службу и труды, понесенные во время военных действий». Орден 8 ноября дополнили мечами и бантом. 7 июня 1916 года Иосиф Стабровский стал полковником, а 20 декабря был удостоен еще и орденом Равноапостольного князя Владимира 3-й степени.

До войны Стабровский поступил на археологическое отделение Московского археологического института, который он успешно и окончил 16 октября 1917 года. Выдержав устные экзамены, он был «удостоен звания окончившего курс Института и его члена сотрудника»: из 20 дисциплин по 13 он имел «отлично», по остальным – «хорошо».

После Октябрьской революции, согласно декрету Народного комиссариата от 16 декабря 1917 года, в армии началось сокращение, под которое 20 апреля 1918 года попал и Стабровский, вернувшийся на родную Слонимщину.

После занятия Западной Беларуси польскими войсками, Стабровский в марте 1920 года был назначен заведующим оценочной комиссии военных потерь по Слонимскому уезду. Но когда 12 июля в Слоним вошли большевики Иосиф Стабровский был мобилизован в Красную Армию и 20 сентября прикомандирован к управлению инспектора Заволжского военного округа. Здесь он занимал должность делопроизводителя Заволжского управления военно-учебных учреждений. Одновременно состоял слушателем Высших  курсов Общества археологии, истории и этнографии, действовавшем при Самарском государственном университете, которые успешно окончил.

После заключения Рижского мирного договора с Польшей Стабровский был демобилизован и получил разрешение вернуться на родину. Здесь он занимается облагораживанием отцовского имения в Орловичах, увлекается садоводством и пчеловодством. Но еще больше его привлекает изучение курганов, которыми богата Слонимщина. Также он  возвращается к сбору артефактов и предметов старины. В 1924 году Стабровский  создает в Слониме этнографическо-археологическое общество, которое использует в качестве подготовки для открытия в городе регионального музея. Музей, состоящий из минералогической, археологической и нумизматической коллекций, был открыт 20 сентября 1929 года в присутствии президента Второй Речи Посполитой Игнатия Мастицкого.

Видя бедственное положение крестьян, живущих в окрестностях Орловичей, Стабровский оформил «дарственную запись 65-ти гектаров мешорованного сенокоса (половина всего хутора) в пользу нуждающихся крестьян во время коммасации грунтов». После воссоединения Западной Беларуси с БССР, имение Орловичи были национализировано. В сентябре 1939 года Стабровскийпередал собранные им коллекции в 5 тысяч экспонатов городу Слониму. Наиболее ценные из предметов были направлены в музеи в крупных городах. 

Среди переданных музеям артефактов из собрания Стабровского были такие уникальные документы, как “Письмо поэта Гавриила Державина по делу о примирении маиорши Ширшиной с майором Фон Бриггеном 10 мая 1793 г.”, “Ордер Гавриила Державина Ярославск. Губ. Прокурору Бранту по делу о преслед. купцов Кокцева и Холщевникова 1 дек. 1802 г.”, “Письмо поэта А. Пушкина Ананьину с просьбой о назначении дня когда можно будет окончить дело. Не датировано. – Извещение о смерти поэта и приглашение на отпевание тела”, “Автограф графа Льва Толстого из письма Его к художнику Ивану Кирилловичу Пархоменко в 1910”. Еще 88 экспонатов в октябре 1940 года была переданы в Барановичский музей искусства. Среди них различные вещи религиозного культа и картины, а также личные предметы канцлера Льва Сапеги, среди которых его шахматная доска.

В годы войны Иосиф Иосифович стремился любой ценой сохранить музей. Он спасал книги, которые фашисты выбросили с городской библиотеки и подожгли. Об этом стало известно в гестапо, которое отправило в музей своего сотрудника, узнавшего в одной из картин произведение Верещагина. Стабровский ответил ему, что это лишь репродукция, но в действительности же это был оригинал. Этот эпизод даже попал на страницы советских газет:

« …Гитлеровский офицер зашел в музей в тот самый момент, когда Иосиф Иосифович снимал со стены одну из редких картин Верещагина. Фашист насмешливо ткнул пальцам в живот седому человеку и на ломаном белорусском языке сказал:

— Рус эта не понималь… Верещагин места в Дрезден…

Стабровский показал фашисту фигуру из трех пальцев…

После этого только через два дня Иосиф Иосифович пришел в себя. Чудом он избежал смерти».

После освобождения Слонима в июле 1944 года, Стабровский открыл музей для посетителей, проводя в нем экскурсии как для жителей, так и для солдат. В это время он пишет «Историю г. Слонима», который рассылает по основным газетам Республики. Но еще больше экземпляров этой набранной на машинке небольшой статьи Стабровский распространяет среди так называемых «чемостнико» — солдат с ранениями в лицо, находящихся в городском госпитале.

История г. Слонима Иосифа Стабровского

И. Стабровский, обладая широким спектром знаний в различных областях, читает лекции для учителей, которые пользуются большой популярностью. Но в 1948 Иосиф Иосифович был уволен. Поводом к увольнению послужило расхищение 225 тысяч рублей, выделенных на оформление музейного отдела Великой Отечественной войны. В причастности к этому преступлению среди прочих обвинили и Стабровского, который после этого более 10 лет пытался доказать, что он ни в чем не виновен. На самом деле, деньги до музея просто не дошли, попав в руки нечестных на руку чиновников. Стабровский оказался крайним. Учитывая его заслуги и возраст (78 лет) был принято решение с 20 декабря 1948 года Стабровского «освободить от работы в музее как не отвечающего по своему идеологическому мировоззрению требованиям советского музея – как научного и культурно-просветительского учреждения».

Несмотря на преклонный возраст, Стабровскому удалось устроиться кассиром домоуправления. Он написал более 60 обращений в различные инстанции с просьбой о справедливости. 19 декабря 1951 года он обращался к начальнику Канцелярии Председателя Совета Министров СССР: «Убедительнейше прошу Вас не отказать в моей просьбе, так как вследствие престарелого возраста, слабости и отсутствия материальных средств я не имею возможности обратиться к И.В.Сталину, прося оградить меня от преследований расхитителей музейных сумм и восстановить в незаконно отнятых правах.

В настоящее время я с семьёй, состоящей из жены и дочери-ученицы, находимся в крайне тяжёлом положении, хотя я работаю кассиром в городском жилищном управлении с месячным окладом 360 рублей, но, не имея коровы, обременённый долгами, в особенности податными за время почти двухлетней безработицы, по причине «вредной идеологии», которые ежемесячно выплачиваю, отдавая треть зарплаты, — приходится жестоко страдать…

Обращение И. Стабровского к маршалу К. Жукову 21 июля 1956 года

В декабре 1956 года Стабровский из-за ухудшения здоровья вынужден был оставить работу кассиром. Последние годы он живет небогато, заботясь о дочери и больной жене. Свободное время он посвящает написанию многочисленных работ, посвященных археологии и истории. Из-под его пера выходят воспоминания о первой мировой войне.

15 января 1968 года в возрасте 98 лет Иосиф Иосифович Стабровский умирает от сердечно-сосудистой недостаточности.

А в 2002 году на здании, в котором размещается созданный Стабровским Слонимский районный краеведческий музей, появилась мемориальная доска, посвященная его основателю.

(Visited 1 076 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 08.11.2020
закрыть