Деятельность немецких разведывательно-диверсионных и шпионских школ на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Часть 2

09:00 Статьи

Немецкие разведывательно-диверсионные спецшколы на территории Беларуси в 1941-1944 гг.: виды, количество, эффективность работы

За годы оккупации на белорусской земле было открыто более 60 специальных учебных центров (школ и курсов). Однако значимого успеха оккупантам это не принесло: эффективность деятельности диверсантов и шпионов противника была невысокой. Это было обусловлено низким уровнем обучения агентуры, а также хорошо организованной работой советских союзных и территориальных органов госбезопасности, а также армейских и партизанских контрразведывательных структур. Имели место отдельные тактические успехи агентуры противника, однако в стратегическом плане эта деятельность была малоэффективной.

Классификация школ

Спецшколы значительно отличались между собой по нескольким критериям.

1. По длительности функционирования. Создавались как стационарные постоянно функционирующие школы, так и те, которые набирали и готовили только один выпуск, после чего прекращали свою деятельность по тем или иным причинам.

К постоянно функционирующим школам можно отнести школы в Барановичах, Бресте, Борисове, Бобруйске, Гомеле, Минске, Могилеве, Слуцке и др. Например, одна из школ в столице БССР на протяжении 1942 г. осуществила несколько выпусков с интервалом обучения в 3 месяца: в феврале (количество курсантов неизвестно), мае (300 человек), августе (установлено 19 агентов, общая численность неизвестна) и ноябре (250-300 человек).

 К условно «одноразовым» отнести следующие учебные заведения: школы в местечках Белый Переезд (Петриковский район) Городище Ельнице, а также в Куренце, Петрикове и других населенных пунктах.

Заметим, что качество и срок обучения никак не зависели от того, стационарный это учебный центр обучения или школа, подготовившая за свою деятельность всего лишь один выпуск. Например, в постоянно функционирующих школах в Бресте и Полоцке учебный процесс длился 3 месяца, в то время как в выпустивших только один поток курсах в Петрикове – целых 6.

2. По количеству готовившейся агентуры. Разброс по численности курсантов в различных школах был очень значителен: от 20-30 человек в Барановичах, Борисове и Городище до 450-500, 700 и даже до 1000 курсантов в Орше и Минске.

Представляется целесообразным разделить школы (курсы) по количеству учащихся следующим образом: 

  • малочисленные (с набором курсантов до 50 человек), 
  • средние (с набором 50-250 человек),
  • крупные (от 250 человек и выше).

3. По форме обучения. Наблюдались принципиальные различия учебных центров и по форме обучения. Большинство школ работали стационарно, как правило, для размещения курсантов при них были казармы либо общежития. Вместе с этим существовали вечерние курсы, подготовка на которых велась всего по несколько часов один или несколько дней в неделю.

 Так, обучение в одной из школ в Вилейке проходило только два раза в неделю – по субботам и воскресеньям на протяжении 3-х месяцев. На курсах ГФП в Борисове подготовка агентов осуществлялось ежедневно вечером по два часа на протяжении 3-х недель. Разоблаченный немецкий агент Павел Метельский на допросе в июне 1943 г. сообщил, что в совхозе Сосны действовала вечерняя школа (курсы) по подготовке агентуры, а «занятия проходили в помещении бывшей аптеки, где находилось караульное помещение полиции. Занятия проходили с 8 часов вечера до 11-12 часов ночи». Очень часто на вечерние курсы набирались местные жители, или жители соседних местностей.

4. По составу курсантов. Также спецшколы отличались по способу набора курсантов. Можно выделить мужские, женские, детские и школы смешанного состава.

В документах встречаются данные о том, что немецкие спецслужбы регулярно практиковали наборы (или даже создавали школы), где обучался определенный половозрастной контингент агентуры. Например, в Волковыске «под видом работниц городского огородничества существует женская шпионская школа, в которой обучаются 15 девушек». Разоблаченный немецкий агент Матей Череузан (Сергей Черемухин) показал, что в одной из школ в Борисове работает «специальное отделение для женщин, которых готовят для засылки в тылы СССР с задачей проникновения в воинские части, на промышленные предприятия».

Существовали специальные школы и для подготовки детей-агентов. Они размещались в Городке, Борисове, Минске Могилеве, Слуцке и других населенных пунктах.

Однако, в большинстве школ, традиционно, основной контингент составляли мужчины. Такими были учебные центы в Березино, Борисов, Брест, Витебск, Осинторф и др.

Надо отметить, что в ряде подготовительных центров практиковалось совместное (смешанное) обучение курсантов. Например, в Слуцке из 200 агентов было 130 женщин и 70 мужчин. Аналогичная ситуация наблюдается в школе в Гомеле, где готовился смешанный состав агентуры, но с преобладанием женского контингента. В Могилеве при тюрьме работала краткосрочные курсы, на которых готовились разведывательные и диверсионные группы агентов, в том числе совместные (женщины и мужчины).

Общее количество школ (курсов)

При изучении деятельности немецких спецшкол одним из ключевых аспектов является определение количества учебных центров (школ и курсов) действовало на оккупированной территории БССР.

В современных белорусской и российской историографиях до сих пор используются цифры, введенные в научный оборот еще в советских период: примерно 25 немецких диверсионно-разведывательных школ.  На сегодняшний день с научной точки зрения устарели.

В результате более чем 10-ти летнего изучения данной проблемы, автором были сделаны следующие выводы об общем количестве секретных учебных центров на территории Белоруссии.

По областям (в современных границах) ситуация выглядит следующим образом:

1. Брестская область. Действовало как минимум 11 школ (курсов), где готовилась агентура для разведывательно-диверсионной работы в партизанских отрядах и в советском тылу. Эти центры подготовки располагались в Бресте, Барановичах (две школы), Ганцевичах, Городище, Кобрине, Колдычево, Лесной, Лунинце, Пигановичах, Пинске и Стахово. Статус еще двух школ – в Ляховичах и Ставке – пока не установлен из-за недостатка необходимых данных. Кроме того, Бресте действовала организация с разведывательно-диверсионным уклоном «Русское объединение».

За весь период оккупации в этих школах, по неполным данным было подготовлено около 1000 агентов (и это без учета цифры в 2000 шпионов, подготовленных в Бресте).

2. Витебская область. Здесь немецкие спецслужбы создали 10 разведывательно-диверсионных школ (курсов): в Витебске, Полоцке, Шумилино, Городке, Сенно, Бегомле, Орше, Осинторфе, Лепеле (два учебных центра). Некоторое время в Глубоком дислоцировалась и работала школа «Цеппелина» из местечка Яблонь (Польша). Статус и наличие учебного центра в Толочине пока не выяснен.

За годы оккупации в спецшколах на территории Витебской области по неполным данным было подготовлено более тысячи агентов различной специализации для засылки, как на территорию Советского Союза, так и для отправки в партизанские формирования Белоруссии (приоритетное направление для готовившейся агентуры).

3. Гомельская область. На территории Гомеля и Гомельской области немецкими спецслужбами была организована деятельность минимум 9 школ (курсов), где готовились разведчики и диверсанты для работы как в советском тылу, так и в партизанских формированиях: Белый Переезд, Гомель (2 школы), Калинковичи, Кремное, Мозырь, Петриков, Речица, Рогачев.

Кроме того, на территорию области прибыла школа из Чернигова, которая осуществила выпуск агентов уже на территории БССР. Статус 2-х недельных курсов определить пока не удалось. По неполным данным установлено, что обучение в этих школах прошло более 1600 агентов, однако общая численность выпускников, вероятно, в несколько больше.

4. Гродно. На территории Гродненской области действовало всего четыре учебных центра немецких спецслужб: в Новогрудке, Слониме и Волковыске (две). Кроме того, еще две школы – казачья в Новогрудке и школа в Лиде – прибыли на территорию области позднее и тоже некоторое время вели здесь свою работу. Первые сведения о деятельности этих школ относятся к концу весны 1943 г. Всего на территории гродненщины в указанных школах, по неполным данным, было подготовлено от 350 до 600 агентов противника.

5. Минск. На территории Минска и Минской области в период с 1941 по 1944 гг. действовали школы и курсы в следующих населенных пунктах: Березино, Борисове (минимум пять), Вилейке (две), Ельнице, Куренце, Лошнице, Любане, Минске (минимум шесть), Молодечно, Семежево, Слуцке (две), Соснах, Старых Дорогах, Уречье, Холопеничах, Червене. Всего – 27 учебных центров.

 Кроме того, установить статус еще пяти учебных центров – в Зембине, Копыле, Крупках, Столбцах и Несвиже – пока не представляется возможным из-за недостатка информации.

В названных школах и на курсах прошло обучение около 8,5 тысяч немецких агентов.

6. Могилёв. В годы оккупации на территории Могилевской области были созданы и активно действовали учебные разведывательно-диверсионные школы и курсы в Белыничах, Бобруйске (минимум 2), Лапичах, Могилеве (минимум 3). Кроме того, достоверно идентифицировать деятельность разведшкол и курсов в Быхове, Круглом, Осиповичах и Шклове на сегодняшний день не удалось. За годы оккупации в вышеназванных учебных центрах было подготовлено до 500 немецких агентов.

Таким образом, за годы оккупации на территории БССР удалось идентифицировать деятельность 68 немецких разведывательно-диверсионных центров (школ и курсов), статус еще 13 пока точно определить не удалось.

Оценка общего количества подготовленной агентуры

Важным остается и вопрос об общем количестве подготовленной немецкой агентуры. К сожалению, в силу разных причин (приблизительные данные в архивных документах, закрытость архивов спецслужб, отсутствие точных данных о разоблачении агентуры в 1941 – первой половине 1942 гг. и др.).установить точное количество выпусков и подготовленных шпионских кадров на сегодняшний день не представляется возможным 

Вместе с этим выводы, полученные в ходе изучения данной проблемы, представляются важными и новыми (хоть и требующими определенного уточнения).

По данным Белорусского штаба партизанского движения за годы войны белорусскими народными мстителями было выявлено и разоблачено 29 252 человека, в том числе 8 584 немецких шпионов, диверсантов и террористов. Конечно, эти цифры весьма условны, так как практически невозможно точно определить какое количество из разоблаченных агентов прошло обучение именно в спецшколах на территории Белоруссии, а какое – в других местах или, например, обучалось в индивидуальном порядке. Кроме того, часть выпускников осталась не выявленной, а многие так и не приступали к работе.

Архивных документов, которые позволяли хотя бы приблизительно оценить общее количество агентуры, подготовленной в период 1941-1944 гг. практически не сохранилось. Были найдены только отрывочные и неполные данные на примерно 160 выпусков, которые немецкие спецслужбы осуществили на территории оккупированной БССР.

Хронологически эти цифры выглядят следующим образом: в 1941-1942 гг. – около 45 выпусков и около 2800 агентов (еще около 2000 агентов под вопросом). В 1943 г. немецкими разведывательно-диверсионными школами и курсами было осуществлено более 75 выпусков агентуры, различных по своему количеству (от 10-15 до 400 и даже 1600 человек за один раз). Общее количество подготовленной агентуры составляет более 6800 человек.

В 1944 г. количество курсантов также было весьма значительным: только за первое полугодие 1944 г. немецкими спецшколами было произведено более 40 выпусков общей численностью около 4000 агентов.

Таким образом, можно говорить о том, что только за 160 выпусков,  документы по которым у нас есть, немцами было подготовлено не менее 13 тысяч диверсантов, шпионов и провокаторов. Реальное количество было в разы больше.

Эффективность агентуры

Вопрос об эффективности работы немецкой агентуры на сегодняшний день также является актуальным. В историографии советского периода, а также в ряде работ начала 1990-х и 2000-х гг. оценки качества работы немецкой агентуры давались стереотипные и достаточно категорические. Отмечалась успешная деятельность советских органов госбезопасности в вопросе разоблачения немецкой агентуры и полный крах тактики массового использования разведчиков и диверсантов противника.

Так участник партизанской борьбы на территории Беларуси К. Доморад делает такой вывод: «Партизанская разведка и контрразведка надежно обеспечивали безопасность личного состава, бригад, отрядов и населения контролируемых ими районов».

Вместе с этим, укажем на то, что с начала 1990-х гг. начинается более критическое отношение к вопросу об эффективности работы как немецкой, так и советской разведки.

Например, доктор исторических наук В. И. Лазарев констатирует: «Более требовательно следует подойти к оценке эффективности работы контрразведывательных подразделений. Сами по себе солидные цифры о количестве разоблаченных вражеских агентов-разведчиков, диверсантов и террористов еще не свидетельствует о том, что на том или ином участке фронта все обстояло благополучно, и военная контрразведка полностью выявляла и пресекала разведывательно-диверсионную деятельность противника».

На данном этапе исторических исследований более корректно говорить о том, что в стратегическом плане заброска агентов в партизанские соединения себя не оправдала. Такая практика не позволила решить проблему борьбы с партизанами, а КПД немецких агентов в процентном соотношении был невысоким.

Вместе с этим, в тактическом отношении можно говорить об отдельных успешных акциях немецких шпионов. В первую очередь, это касается сбора разведывательных данных накануне проведения карательных операций.

Еще одним важным результатом деятельности немецкой агентуры, о котором до сегодняшнего дня мало говорилось, было создание (или сознательное провоцирование) в партизанских соединениях атмосферы «повсеместной шпиономании». Многочисленные указания БШПД, ЦШПД, НКВД/НКГБ, собственные агентурные данные предупреждали партизан о постоянной угрозе от немецкой агентуры и требовали немедленного ее разоблачения и постоянной бдительности. Агентом мог оказаться фактически любой человек, прибывший в отряд: беглый военнопленный, беженец, еврей из гетто, ребенок-сирота или женщина, спасающаяся от увоза в Германии. В такой ситуации, подозрительность ко всем, в том числе и к гражданскому населению, безусловно, оказывало негативное влияние и на взаимоотношения «лесных солдат» и жителей оккупированных областей и в ряде случаев приводило к злоупотреблениям и противоправным действиям со стороны партизан.

Заключение

Оценивая деятельность немецких диверсионно-разведывательных школ на территории оккупированной БССР можно утверждать следующее:

1. Немцами на оккупированной территории была создана разветвлённая система подготовки диверсионно-разведывательной агентуры общим количеством более 60 учебных центров.

2.  При организации процесса обучения использовались различные учебные программы —  сокращённые или полные курсы, различные специализации обучения: разведка, диверсии, саботаж, что говорит о высокой степени приближённости конечных целей обучения к текущим требованиям фронта и тыла.

3. Учебные группы комплектовались не только мужчинами призывного возраста, но и женщинами, детьми, евреями и просто местными жителями. Такой подход позволял с одной стороны сформировать хорошо развитую агентурную сеть, а с другой значительно затруднить её выявление органами контрразведки противника по характерным признакам (напр. «мужчина призывного возраста»).

4. Общую численность подготовленной агентуры точно установить не представляется возможным. Но абсолютно очевидно, что это были десятки тысяч человек.

5. Оценка эффективности деятельности самих школ и их выпускников также затруднена в первую очередь отсутствием количественных критериев, а также тотальным засекречиванием архивных документов. Необходимо  признать, что массовость засылки немецкой агентуры и активность её работы спровоцировали в рядах партизан настоящую шпиономанию, порой доходившую до самых крайних форм. Безусловно, это негативно сказалось на боевой работе. Однако в целом деятельность выпускников немецких разведшкол оказалась малоэффективна.

Конец второй части

(Visited 283 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 20.03.2021
закрыть