Интеллектуальная элита Советской Беларуси: профессор Фрол Порфирьевич Шмыгов

18:26 Люди в истории, Статьи

Имя заслуженного работника высшей школы БССР, дипломата и партийного деятеля, проректора по научной работе Белорусского государственного университета, ректора Минского педагогического института иностранных языков, ректора Минского педагогического института имени А.М. Горького, профессора Фрола Порфирьевича Шмыгова (29.08.1913-16.10.1993) сегодня вспоминается редко. Между тем его личность вполне заслуживает своего биографа, особенно, если учесть, что Ф.П. Шмыгов занимал руководящие посты в трех минских вузах и воспитал не одно поколение белорусских педагогов. Его плодотворная жизнь и энергичная деятельность представляют интерес и в том отношении, что они делают явным тот вклад, который внесли многие специалисты, направленные из Москвы и других городов Советского Союза в восстановление пострадавшей от войны советской Белоруссии.

Фрол Порфирьевич родился 29 августа 1913 г. в деревне Петухи Ключевского района Алтайского края в многодетной крестьянской семье. Его отец Порфирий Тимонович Шмыгов и мать Дарья Федоровна родили и воспитали 12 детей. Семья перебралась на юго-восток России в 1907 г., чтобы начать жизнь в новых условиях. До переезда Порфирий Тимонович работал каменщиком в Минске, Гомеле, Могилеве, Харькове, Киеве, а после он работал по найму в Ново-Николаеве, Барнауле, Славгороде, пока не смог получить участок земли от Петуховской сельской общины. Тогда семья прочно осела и стала заниматься сельским хозяйством.

Несмотря на огромное расстояние, Шмыговы не забывали о своей малой родине – деревне Тереховка Рогачевского уезда Могилевской губернии (совр. Гомельская область). Фрол Порфирьевич впоследствии всегда указывал в графе «национальность» в личных документах, что он белорус. Это обстоятельство сыграло немалую роль в будущем, когда Фрол Порфирьевич оказался в Белоруссии.

Глубокие социальные перемены, захватившие Россию в годы революции и гражданской войны, коснулись и семьи Шмыговых. Вступление отца в коммуну в 1920 г. и открытие школы для детей коммунаров предоставили любознательному Фролу возможность учиться, а затем самым активным образом включиться в процесс социального переустройства страны. Профессия учителя так привлекла к себе юношу, что в 1928 г. после окончания неполной средней школы в селе Ключи он поступил в педагогический техникум в городе Славгороде Алтайского края. После окончания техникума в 1931 г. Фрол Порфирьевич короткое время поработал учителем обществоведения в школе и решил продолжить образование в Пермском педагогическом институте. В 1932-1935 гг. он учился здесь на историческом факультете на экономическом отделении, показывая отличную успеваемость по дисциплинам специализации и немецкому языку. Тема его дипломной работы была посвящена разбору экономического учения немецкого социалиста Вернера Зомбарта. После успешного завершения обучения Фрол Порфирьевич получил диплом № 1 Пермского педагогического института и приобрел квалификацию преподавателя экономических дисциплин. Работать он был, однако, направлен в Пермский горком заместителем заведующего отделом пропаганды. В 1935-1937 гг. молодой человек служил в рядах советской армии в мотомеханизированных войсках НКВД в городе Тбилиси и был демобилизован в должности командира взвода.

Фрол Порфирьевич возвратился в Пермь вполне зрелой и развитой личностью и тут же зарекомендовал себя энергичным работником. Получив направление по линии ВЛКСМ, он короткое время снова занимал должность в отделе пропаганды горкома, а затем работал учителем истории пермской средней школы № 32. В 1938 г. его пригласили в родной педагогический институт. Здесь он в течение трех лет последовательно прошел путь от должности ассистента по кафедре политической экономии до заведующего кафедрой марксизма-ленинизма. В марте 1941 г. Фрол Порфирьевич был принят в ряды ВКП(б).

В условиях Второй мировой войны значительно возрос международный авторитет СССР, стали быстро развиваться дипломатические связи с другими странами, в первую очередь с союзниками по антигитлеровской коалиции. В связи с этим возникла острая нехватка кадров дипломатического корпуса, которые могли бы представлять СССР на международной арене. В августе 1942 г. хорошо зарекомендовавший себя в Перми Фрол Порфирьевич был послан в Москву на учебу в Высшую дипломатическую школу Народного комиссариата иностранных дел. В сентябре 1944 г. он успешно закончил западный факультет этого учебного заведения по отделению французского языка и сразу был направлен в освобожденный из оккупации Минск на должность заведующего политическим отделом Министерства иностранных дел БССР. Так началась плодотворная работа дипломата на своей белорусской родине.

В Минске Фрол Порфирьевич сразу включился в напряженную работу белорусского МИДа. Он принял непосредственное участие в целом ряде международных конференций: в качестве делегата БССР на конференции ООН в Сан-Франциско (май — июнь 1945 г.), в качестве советника делегата БССР состоял в Подготовительной комиссии ООН в Лондоне (ноябрь 1945 – январь 1946 г.). Снова как делегат БССР он принимал участие в работах первой части первой сессии (Лондон, январь — февраль 1946 г.) и второй части первой сессии (Нью-Йорк, октябрь – декабрь 1946 г.) Генеральной Ассамблеи ООН, в работах Парижской мирной конференции (июль – октябрь 1946 г.), второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь – ноябрь 1947 г.).

C:\Users\Alex\Desktop\БЕЛОРУССИЯ\СТАТЬИ\ХОТЕЕВ\ХОТЕЕВ - ШМЫГА\2.jpg
Ф.П. Шмыгов (справа) в составе белорусской делегации
на  Парижской мирной конференции
Август 1946 г.

На этих международных встречах члены белорусской делегации неоднократно давали интервью иностранной прессе, рассказывали о малоизвестной тогда советской Белоруссии. Конечно, приходилось делегатам отвечать и на вопросы о степени независимости БССР. Глава белорусской делегации, министр иностранных дел К.В. Киселев твердо отвечал в таких случаях: «Наша политика самостоятельна и соответствует нашим собственным интересам. Во всех принципиальных вопросах она, конечно, совпадает с политикой Советского Союза». В сотрудничестве с таким испытанным главой дипломатического корпуса БССР набирался практического опыта в сфере международного сотрудничества Ф.П. Шмыгов. 26 июня 1945 г. стал для него памятным днем: в качестве члена делегации БССР Фрол Порфирьевич поставил свою подпись под Уставом ООН.

C:\Users\Alex\Desktop\БЕЛОРУССИЯ\СТАТЬИ\ХОТЕЕВ\ХОТЕЕВ - ШМЫГА\5.bmp
Ф.П. Шмыгов (справа в первом ряду) и члены делегации БССР на Первой сессии Генеральной ассамблеи ООН 
Феварль 1946 г. 

Внимание Ф.П. Шмыгова привлекли различные дискуссии, разворачивающиеся порой на сессиях ООН. В частности, предметом его особого интереса стала борьба двух направлений по вопросу о международной опеке. Первое из них представляли английская и американская делегации, которые в туманных формулировках выступали за развитие бывших колониальных территорий в сторону самоуправления в соответствии с «местными условиями». Это означало, по сути, сохранение в завуалированном виде их прежней колониальной зависимости. Второе отстаивали делегации советских республик, говорившие об активном и ускоренном участии населения бывших колониальных стран в движении к самоуправлению и самоопределению для приобретения полной национальной независимости. Такой подход предполагал активную международную помощь бывшим колониальным странам по созданию их собственной государственности. Борьба этих двух точек зрения стала темой публикаций Фрола Порфирьевича в журнале «Полымя»: «К вопросу о международной системе опеки» и «Борьба двух направлений в ООН по вопросам опеки».

C:\Users\Alex\Desktop\БЕЛОРУССИЯ\СТАТЬИ\ХОТЕЕВ\ХОТЕЕВ - ШМЫГА\4.bmp
Ф.П. Шмыгов (второй справа) в Лондоне на Первой сессии Генеральной ассамблеи ООН 
Февраль 1946 г. 

В 1948-1949 гг. белорусский дипломат занимался на курсах диссертантов в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б) в Москве. В этом высшем учебном заведении учились представители партийной элиты СССР. Итогом обучения стала успешная защита кандидатской диссертации в июле 1949 г. Научная степень давала ему возможность полностью отдаться педагогической и учебно-организационной деятельности, которая привлекала еще с юности. В сентябре того же года Фрол Порфирьевич по собственной просьбе был освобожден от работы в белорусском МИД и назначен на должность заместителя директора Минского государственного педагогического института иностранных языков по учебной и научной работе. Здесь в разное время ему довелось также исполнять обязанности директора института и преподавать основы марксизма-ленинизма. 13 января 1951 г. решением ВАК при Министерстве образования СССР ему было присвоено ученое звание доцента. Положительно оценив организационные способности доцента Шмыгова, руководство Министерства образования БССР определило для него ответственный фронт работы в другом вузе республики. 

15 апреля 1952 г. Фрол Порфирьевич был назначен на должность проректора по научной работе Белорусского государственного университета. В новой должности он обеспечил заметное улучшение подготовки научных кадров университета. В результате преобладающее число выпускников аспирантуры 1953/1954 г. в срок подали и защитили кандидатские диссертации. Благодаря усилиям проректора по науке повысилось также качество планирования и организации научно-исследовательской работы на факультетах и кафедрах, что неоднократно отмечалось Советом университета. 

C:\Users\Alex\Desktop\БЕЛОРУССИЯ\СТАТЬИ\ХОТЕЕВ\ХОТЕЕВ - ШМЫГА\3.jpg
Ф.П.  Шмыгов (второй справа в первом ряду) и члены парткома Белорусского государственного университета 
1957 г. 

Одновременно Фрол Порфирьевич стал доцентом университетской кафедры марксизма-ленинизма. В 1956 г. она была переименована в кафедру истории КПСС и Шмыгов назначен ее заведующим. В этом качестве он проявил себя энергичным и целеустремленным сотрудником, прекрасным лектором и педагогом. Перед ним как партийным деятелем была поставлена задача внести существенные изменения в преподавание истории партии в связи с курсом на «преодоление культа личности», обозначенным на XX съезде КПСС. Новый заведующий кафедрой коренным образом перестроил преподавание и научно-исследовательскую работу, которая в течение предыдущих лет порядком отставала. Был составлен текущий и перспективный планы ее развития, налажен ежегодный выпуск тематических сборников научных работ, регулярно стали выходить из печати монографии, тексты лекций, брошюры по актуальным вопросам, подготовленные сотрудниками кафедры истории КПСС. 

Фрол Порфирьевич много внимания уделял постановке учебного дела. Удачным опытом была признана секционная форма работы, которая объединяла всех преподавателей кафедры, читающих лекции на одном курсе. Это помогало успешно решать теоретические и методические вопросы преподавания различных учебных дисциплин, возникающие по ходу обучения. Лекторы периодически зачитывали свои лекции на кафедральных и секционных заседаниях до озвучивания перед студентами. Последующее обсуждение, советы и рекомендации коллег помогали преподавателям совершенствовать свои выступления и формировали согласие по ключевым вопросам. Аналогично была построена работа студенческих кружков. Студенты под руководством преподавателей обсуждали заданные темы, предлагали свои вопросы, готовили и зачитывали выступления. Лучшие студенческие работы направлялись на конкурсы и получали поощрения в виде грамот. 

Повышение научного уровня преподавания было также одной из забот заведующего кафедрой КПСС. Педагогическая нагрузка была распределена таким образом, чтобы у преподавателей в течение года были 3-4 месяца для научных занятий, свободных от лекционной нагрузки. Одной из проблем в сфере научной деятельности кафедра была признана многоплановость и многотемность научно-исследовательских работ. На кафедре была поставлена цель по определению приоритетных направлений для проведения исследований. Таким образом, были обозначены три ведущих направления. Первое из них из них было посвящено деятельности Коммунистической партии по реализации социалистических принципов в годы проведения индустриализации производства и сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР. Второе было направлено на изучение истории коммунистического движения Западной Белоруссии и освещению классовой борьбы против «польских помещиков и капиталистов». Третье занималось исследованием истории комсомола Белоруссии в годы иностранной интервенции и гражданской войны. Вся эта научная работа координировалась Институтом истории партии при ЦК КПБ. В результате значительно возросло число исследовательских работ, выполняемых по кафедре. За время работы доцента Ф.П. Шмыгова на кафедре истории КПСС (1952-1961 гг.) здесь были защищены 37 кандидатских диссертаций, из которых 23 были посвящены истории компартии Белоруссии. Две кандидатские диссертации были выполнены под его непосредственным научным руководством. 

После девяти лет работы в Белорусском государственном университете произошла перемена в должностном положении Фрола Порфирьевича. 11 сентября 1961 г. министерским приказом он был назначен ректором Минского государственного педагогического института иностранных языков. Согласно характеристике парткома института, новый ректор «показал себя опытным, знающим дело работником, принципиальным при решении всех вопросов», он сумел в короткое время наладить научную работу и значительно улучшить педагогический процесс. Несмотря на административную нагрузку, Фрол Порфирьевич сохранил за собой лекторские часы на институтской кафедре истории КПСС. В частности, в 1965/1966 учебном году его педагогическая нагрузка составила 268 часов. Лекторский талант Ф.П. Шмыгова отмечали не только коллеги, но и студенты. Благодаря личным связям и заботе ректора педагогический коллектив института пополнился новыми высококвалифицированными кадрами из Москвы и других городов Советского Союза. Преподаватели командировались для развития своих навыков заграницу. Минский иняз прочно занял место одного из лидирующих профильных вузов СССР. Подтверждением этому стало то, что его выпускники получали распределение по всему Советскому Союзу. В институте была открыта аспирантура, стали проводиться регулярные научные конференции и симпозиумы. Для расширения культурного кругозора студентов в актовом зале института проводились концерты ведущих музыкальных коллективов страны. За значительный вклад в развитие высшей школы Фрол Порфирьевич был награжден орденом «Знак почета», медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР. В 1970 г. ему было присвоено ученое звание профессора. 

C:\Users\Alex\Desktop\БЕЛОРУССИЯ\СТАТЬИ\ХОТЕЕВ\ХОТЕЕВ - ШМЫГА\6.jpg
П.Ф. Шмыгов 
1973 г. 

24 ноября 1970 г. последовало новое и несколько неожиданное для Фрола Порфирьевича назначение ректором Минского государственного педагогического института имени А.М. Горького. Организаторские таланты профессора Шмыгова были востребованы в главном педагогическом вузе столицы, который необходимо было перестраивать в связи с изменяющимися потребностями высшей школы. За достаточно короткое время новый ректор провел структурные преобразования: были объединены некоторые прежние и открыты новые факультеты и кафедры, что устранило их многопрофильность. В частности, была открыта кафедра истории БССР, студенты, обучающиеся по специальности «история и обществоведение» получили дополнительную специализацию по одному из иностранных языков (английскому, немецкому или французскому). Для пополнения преподавательского состава новыми высококвалифицированными было особое внимание уделено аспирантуре. После десяти лет плодотворной работы в институте профессор Шмыгов вышел на пенсию. 

В этот период жизни Фрол Порфирьевич избирался 14-м избирательным округом в Верховный Совет БССР и работал в комиссии Верховного Совета по иностранным делам. В октябре 1973 г. он в качестве члена делегации от БССР принимал участие в работе Специального политического комитета 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. 

Ф.П. Шмыгов скончался 16 октября 1993 г. и был похоронен на Московском кладбище белорусской столицы. 

В общении с коллегами и студентами он отличался простотой и личной скромностью. Избегал похвал, не пользовался служебным положением в корыстных побуждениях. По своим душевным качествам Фрол Порфирьевич был положительным представителем советской интеллигенции, эрудированным специалистом, способным критически оценивать меняющуюся действительность, оставаясь при этом верным своим принципам. И как бы сейчас не оценивались идейные установки советского времени, объективный взгляд на вещи позволяет положительно оценить тот огромный вклад, который сделал Ф.П. Шмыгов и многие другие специалисты, приехавшие в Белоруссию, чтобы помочь ее послевоенному восстановлению. Пользуясь плодами трудов таких людей, не стоит их забывать, чтобы не получить заслуженный упрек от потомков. 

(Visited 727 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 13.04.2021
закрыть