Нацистские коллаборационисты в Беларуси

14:01 Статьи

В прошлом месяце президент Беларуси Александр Лукашенко подписал новый для республики закон о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму…

В прошлом месяце президент Беларуси Александр Лукашенко подписал новый для республики закон о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. 

Одним из аспектов изменений в белорусском законодательстве стало расширение уже имевшегося термина «нацистская символика и атрибутика»: отныне это определение будет распространяться на флаги и гербы организаций не только Третьего Рейха, но и сотрудничавших с ними коллаборационистских организаций. 

Этот факт значительно увеличивает актуальность анализа сети коллаборационистских организаций, действовавшей на территории нынешней Беларуси во время нацистской оккупации в 1941-1944 годах, а также символики, которую они использовали. 

Создание и деятельность коллаборационистских организаций

Как только в нынешней Беларуси установился оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков (вторая половина лета 1941 года), на ее территории был образован генеральный округ «Беларусь». На должность его генерал-комиссара (во главе всей оккупационной администрации) был назначен политический и государственный деятель нацистской Германии Вильгельм Кубе. 

За время своего правления (неполные два года), Кубе руководствовался одним принципом – завоевание симпатий местного населения путем определенных уступок в сфере политики, культуры и экономики. Поэтому он сделал ставку на использование в системе управления оккупированной территорией белорусских националистов, которые были готовы к сотрудничеству. 

Осенью 1941-го года Кубе принял решение создать вспомогательный орган для оккупационной администрации, который должен был состоять из активистов белорусского национального движения. Фашистский генерал-комиссар обратился к белорусскому активисту Радославу Островскому, который после оккупации Минска направился туда из Польши. Так, в сентябре 1941-го года возникло Минское окружное управление во главе с Островским. 

Белорусское население негативно восприняло создание данного органа – было понятно, что за ним стоят оккупанты. Одновременно с этим советское движение Сопротивления принимало угрожающие размеры, набирало силу партизанское движение. 

Кубе принимает решение активизировать привлечение белорусских националистов к сотрудничеству, пообещав им ряд политических уступок. 22 октября 1941 года в обращении к жителям Белоруссии он объявил о создании Белорусской народной самопомощи (БНС). Руководителем этой организации был назначен Иван Ермаченко. Согласно уставу, её деятельность охватывала очень широкий спектр жизни белорусского общества. Она могла заниматься школьными вопросами, созданием домов культуры, читален и библиотек, организацией всевозможных курсов. Кроме того, ей разрешалось курировать народное здравоохранение и издание прессы на белорусском языке. 

Постепенно деятельность БНС начала смыкаться с административным аппаратом, в результате чего членам этой организации стали поручать различные служебные обязанности – от районных управлений до генерального комиссариата включительно. Тем не менее, несмотря на вышесказанное, роль членов данной организации в округе «Беларусь» оставалась лишь исполнительной: главные решения принимала немецкая оккупационная администрация во главе с Кубе.

После катастрофы фашистов в битве под Сталинградом и усиления партизанского движения в Беларуси, которое создавало оккупантам всё больше проблем, Кубе поменял тактику. Нацистская администрация была вынуждена расширить сотрудничество с деятелями белорусского националистического движения и создать из его активистов более «авторитетные» политические организации, на которые были возложены более серьезные задачи. Таким образом был создан Белорусский совет доверия (БРД), в то же время полномочия Белорусской народной самопомощи были существенно урезаны. 

Целью БРД стал сбор и обработка предложений и пожеланий, адресованных оккупационным властям, а также участие, с правом совещательного голоса, в заседаниях высшего аппарата генерального комиссариата «Беларусь». 

После того, как осенью 1943 года Кубе был убит белорусской подпольщицей, которая с этой целью устроилась к нему работать служанкой, новое руководство оккупированной территорией (во главе с Куртом фон Готтбергом) приняло решение преобразовать БРД в Белорусскую центральную раду (БЦР). Этот орган уже официально имел статус представительной инстанции «всего белорусского народа» и был призван контролировать и координировать «самоуправление белорусов». При БЦР были созданы двенадцать отделов, среди которых необходимо назвать следующие: образования, науки, культуры, пропаганды и прессы, молодежи, вероисповеданий и социального обеспечения. 

В подчинение к данному органу были переведены созданные ранее организации, например, Союз белорусской молодежи, Белорусское научное общество, Белорусская культурная организация, Белорусская женская лига, профсоюзы и т.д.

Таким образом, со второй половины 1943 года и до освобождения Беларуси в 1944 году Красной Армией коллаборационистское «белорусское самоуправление» стало иметь более централизованный характер, при этом состояло из довольно обширного числа профильных организаций.

Символика коллаборационистских организаций

У коллаборационистских организаций, как и полагается, была своя символика. Так, еще в 1942 году администрация Кубе дала официальное разрешение представителям белорусского национального движения, составившим основу созданных структур, использовать бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»

Это сразу стало толчком к использованию данных флага и герба практически всеми органами, которые работали под контролем в интересах оккупационной немецкой администрации. 

Бело-красно-белый флаг и «Погоня» по соседству с символикой Третьего Рейха во время заседания Белорусской центральной рады.

На базе герба «Погоня» была основана и официальная печать Белорусской центральной рады:

Бело-красно-белый флаг вошел в основу символов Белорусского союза молодежи. Его же носили на рукаве участники данной организации: 

Заключение

Таким образом, если новые законодательные нормы Беларуси распространяют понятие «нацистской символики» на флаги и гербы организаций не только Третьего Рейха, но и сотрудничавших с ними коллаборационистских организаций, под это определение могут попасть бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». 

И если с бело-красно-белым флагом всё примерно понятно – его неоднократно называли «фашистским» даже на уровне руководства страны, то с «Погоней» дела обстоят гораздо сложнее. Герб внесен в список историко-культурных ценностей республики и имеет многовековую историю, поэтому на него новые нормы вряд ли будут распространяться. 

Согласно белорусским нормам, подписанные законы начнут действовать через месяц после их опубликования, поэтому запрет бело-красно-белого флага – дело весьма близкой по времени перспективы. 

Автор: Кирилл Озимко.

(Visited 784 times, 2 visits today)

Метки: , Последнее изменение: 28.10.2021
закрыть