София Слуцкая — последняя из православного рода князей Олельковичей

12:21 Люди в истории, Статьи

1 мая 1586 г. по старому (юлианскому) календарю в семье слуцкого князя Юрия III родилась девочка София, ставшая одной из самых богатых наследниц в Великом княжестве Литовском. Отец пережил свою дочь всего на пять дней, мать Барбара Кишка вышла замуж вторично, и осиротевшая София рано была передана на воспитание своим дальним родственникам — Юрию, а затем Иерониму Ходкевичам. Теперь судьба юной княжны оказалась в руках людей, которые руководствовались больше корыстью, чем сердечными родственными чувствами.

София Слуцкая

Впрочем, в биографии Софии Слуцкой представляют интерес не просто жизненные перипетии отдельно взятой личности. К сожалению, сиротство никогда не было чем-то исключительным и до сих пор остается тяжелым испытанием для тех, на чью долю оно выпадает. Важнее другое, то, что на примере Софии Слуцкой можно увидеть угасание старой удельной знати в Речи Посполитой — явление, набравшее силу во второй половине XVI в. Одна за другой пресекаются фамилии князей Кобринских, Кориатовичей, Гольшанских, Острожских, Лукомских. Смерть, конечно, есть вполне естественная причина, от которой может прекратиться любой род. Но в то время были и иные сопутствующие причины: браки между близкими родственниками, порождающие болезни; разная вера супругов, разделяющая нередко детей и родителей; интересы наследования, договора, которые не учитывали заключение брака на основе взаимности чувств. Особенное внимание хотелось бы заострить на таком пункте как вероисповедание. Акты крещения и венчания совершались в православной церкви, католическом костеле или протестантском молитвенном доме. Другой формы регистрации рождения или брака тогда не существовало. Совершенные по церковным правилам крещение или венчание признавались законными в гражданской сфере и имели законную силу в вопросах наследования. Все эти факторы в той или иной степени сказались и в жизни последней представительницы князей Олельковичей Слуцких.

Слуцк в XVII веке

Дед Софии князь Юрий II († 1578) стал свидетелем того, как многие дети из православных княжеских родов переходили в католичество или протестантство во время заграничной учебы. Престарелый князь в своем завещании поставил условие, что долю в наследстве получит только тот из его сыновей, кто сохранит православную веру. Из трех наследников, соответственно, только старший сын Юрий III, отец Софии, остался православным (два его брата уже после получения наследства перешли в католичество). Когда родилась София, у Юрия III также были все основания распорядиться насчет ее крещения в православную веру. Тем более что в роду князей Слуцких уже был случай такого рода, когда первая дочь, рожденная в браке Юрия I († 1542) с католичкой Еленой Радзивилл, получила православное крещение с именем София. Оказавшись в доме Юрия Ходкевича после кончины отца и повторного брака матери, слуцкая княжна приняла первую весть о готовящейся ей судьбе. Софии исполнилось восемь лет от роду, когда между Юрием Ходкевичем и Криштофом Радзивиллом была заключена договоренность о ее будущей партии с Янушем, сыном Криштофа Радзивилла, которому тогда было 15 лет. Переговоры велись Юрием Ходкевичем в связи с намерением самому жениться на племяннице Радзивилла. Только при условии выдать Софию за Януша старший Радзивилл соглашался на брак своей племянницы с Юрием Ходкевичем. Так что уже в 1594 г. знаменитый род литовских магнатов нацелился на богатое наследство князей Слуцких.

Иероним Ходкевич

После скорой кончины Юрия Ходкевича, последовавшей в следующем году, опекунство над Софией перешло к его брату Иерониму Ходкевичу. Он зарекомендовал себя ревностным католиком, будучи благотворителем ордена бернардинов в Вильно и иезуитов в Бресте. Так что теперь слуцкая княжна стала воспитываться в католической семье вместе с восемью детьми Иеронима Ходкевича. Особым договором с Криштофом Радзивиллом новый опекун подтвердил свое согласие на заключение брака Софии и Януша, а также переход всего слуцкого наследства после свадьбы в пользу жениха. В случае нарушения договора Иероним Ходкевич обязывался уплатить Радзивиллу огромную сумму компенсации в 100 тыс. коп грошей литовских. В свою очередь, Радзивилл должен был вместе с Ходкевичами защищать земли удельного Слуцкого княжества от нападений казаков.

Однако в 1598 г. отношения между договорившимися сторонами испортились. Причина была в том, что Криштоф Радзивилл с помощью судебного иска отобрал имение Копысь у племянников Иеронима Ходкевича Александра и Яна Кароля Ходкевичей. Те восстановили своего дядю против Радзивиллов. Иероним решил не выполнять условия договора о браке Софии.

Однако от соглашения было нелегко отказаться. Криштоф Радзивилл владел огромными имениями в Великом княжестве Литовском, был силен своими родственными связями, занимал должность виленского воеводы и, соответственно, сидел на одном из первых мест в сенате Речи Посполитой. Его силы опасался сам король Сигизмунд III. Естественно, даже объединившиеся Ходкевичи не могли сравняться по величине с Радзивиллами. Суд обязал Иеронима Ходкевича выплатить компенсацию за нарушение договора или удалиться в изгнание. Но опять свою роль сыграл конфессиональный фактор. Криштоф Радзивилл был кальвинистом, его сын Януш — также. Криштоф был одним из организаторов политического союза православных и протестантов против наступающего католичества и навязываемой в стране унии. Поэтому у Ходкевичей появилась сильная поддержка в лице католического духовенства при королевском дворе. Сигизмунд не спешил подтверждать решение суда об уплате Иеронимом Ходкевичем компенсации или изгнании из государства. Был поднят вопрос о невозможности заключения брака Софии и Януша из-за их родства в четвертом колене по отцовской линии. Кроме того, Януш был кальвинистом, а София получила воспитание в католической семье, вероятно, даже причащалась в костеле. Конфликт достиг своего апогея в 1600 г., когда в начале февраля София перед свидетелями сделала заявление, что не будет выходить за Януша из-за разницы в вере.

Обе стороны приготовились к вооруженной борьбе. Дом Ходкевичей в Вильне превратился в укрепленный форт, а Радзивиллы собрали до 6 тысяч конницы и пехоты. Горожане ожидали худшего развития событий. Королевские послы также мало преуспели в примирении сторон. Однако благоразумие победило: Ходкевичи убедились в недостаточности своих сил, а Радзивиллы отказались прибегать к оружию в стеснительных городских условиях.

Вильно в XVI веке

Все же Иероним Ходкевич не смог добиться от короля отмены судебного приговора за нарушение договора о заключении брака Софии и Януша. В июне 1600 г. стороны пошли на соглашение. Теперь ни родство, ни различие вероисповеданий, ни нежелание самой княжны уже не считались препятствиями для брака. Очевидно, что Ходкевичи вполне распоряжались волей и словом своей подопечной, смотря по обстоятельствам. Криштоф Радзивилл давал гарантии за сына, что тот примет во внимание разницу в вере со своей невестой и не будет стеснять ее в вероисповедании или принуждать к выходу из него. В частности, княжна будет вольна иметь при себе «священника согласно веры своей римской», другим духовным при костелах римских и церквях русских никаких препятствий чиниться не будет, реформатские же кирхи («сборы») Януш не будет умножать в Слуцком княжестве. Примечательно, что при переговорах вера княжны Софии определенно называлась «римской» (то есть католической в принятом смысле). Очевидно, что Ходкевичи старались не допустить, чтобы их подопечная, вступая в брак с кальвинистом, переменила веру. Венчание должно было совершиться 15 октября 1600 г. в брестском замке «ксендзом религии римской», которого возьмет с собой Януш Радзивилл. Все эти пункты переговоров можно объяснить тем, что Ходкевичи, будучи католиками, воспитали Софию Слуцкую в католической вере и поэтому старались узаконить брак по правилам Католической Церкви.

Жених Януш Радзивилл был протестантского вероисповедания, на совершение венчания в таком случае требовалось особое разрешение римского папы (диспенсация). Условием для его получения являлось обещание некатолической стороны не стеснять в вере католическую сторону и не препятствовать крещению и воспитанию будущих детей в католичестве. Сам акт должен был совершаться в присутствии католического священника без служения мессы. Священник при свидетелях спрашивал о согласии брачующихся и объявлял брак состоявшимся. Инициативу в решении всех этих вопросов взяла на себя сторона жениха. Расчет был на помощь кардинала Юрия Радзивилла, епископа Краковского, и его связи в Риме. Были подготовлены несколько вариантов обращения Януша к папе, в одном из которых он даже рекомендовался «принимающим католическую веру». Но Юрий Радзивилл умер в Риме, и, соответственно, диспенсация так и не была выдана.

Тем не менее, Радзивиллы не были намерены отказываться от своих планов. Они подкупили какого-то католического священника, который согласился совершить церемонию в Бресте, вероятно, в резиденции воеводы Криштофа Зеновича. Таким образом, брак был совершен в обход действовавших церковных законов, но даже такие союзы, согласно католическому каноническому праву, не рекомендовалось расторгать. София до конца осталась верна данному слову и не оставила своего мужа-кальвиниста, несмотря на все перипетии и сложности, связанные с заключением этого брака

Вступив в замужество, молодая княжна вышла, наконец, из-под опеки католиков Ходкевичей. Естественно ожидать, что, став самостоятельной, она будет принимать решения уже не под влиянием опекунов, но в соответствии со своими внутренними убеждениями. Станет ли она теперь вести себя как ревностная католичка, поддерживая в своих родовых владениях церковную унию?

Первым делом София передала права на Слуцкое княжество своему мужу Янушу Радзивиллу, поэтому все бумаги по управлению имениями подписывал либо ее муж, либо они вдвоем. Что же касается Радзивилла, то он не только был кальвинистом по вероисповеданию, но и сторонником союза православных и протестантов против унии, продолжал в этом отношении линию своего отца Криштофа. Если бы София была ревностной католичкой, то у нее были бы все основания защищать унию в Слуцке. Однако она ведет себя совершенно наоборот. Ее бывший опекун Иероним Ходкевич в 1599 г. передал Троицкий слуцкий монастырь в ведение униатскому митрополиту Ипатию Потею. Но прошел год, и Потей уже жалуется Николаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, что Януш выгнал из монастыря униатского наместника и передал его православным под влиянием своей жены Софии. С этого времени уния в Слуцке исчезает, и город становится настоящим оплотом православной веры.

Важным шагом к утверждению православия в Слуцке было восстановление Преображенского братства, основанного еще отцом Софии Юрием III. В 1606 г. Януш Радзивилл подтвердил, что Преображенская церковь принадлежит братству. Закрепление юридических прав позволило братству в дальнейшем не только укрепляться, но даже получить права самоуправления от патриарха Иерусалимского Феофана. Хотя имя Софии в документах по этому делу не упоминается, можно с уверенностью полагать, что поддержка православным братчикам оказывалась с ее участием. Не известны аналогичные примеры заботы Софии о католической вере.

Частые отлучки мужа, слабое здоровье и две неудачные беременности, как это часто случается, способствовали росту религиозного настроения слуцкой княжны. Отметить это важно потому, что в великосветских кругах ходили ложные слухи о неверности Софии Олелькович своему мужу. Скорее всего именно религиозное утешение помогло ей преодолеть все личные скорби. Не случайно на ее гробе впоследствии будет написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Повсюду в городе София видела православные храмы, которые строили и украшали ее предки Олельковичи. Местное духовенство наверняка не преминуло напомнить ей об этом. По примеру своих предков София решила принести собственноручное пожертвование на церковь. Согласно местному преданию, она вышила священническое облачение (фелонь и епитрахиль), которое находилось в Свято-Троицком слуцком монастыре. Поэтому можно с уверенностью заключить, что, проживая в Слуцке, княгиня склонилась к Православию.

Мощи св. Софии Слуцкой

9 марта 1612 г. София Олелькович скончалась при третьих родах. Родившаяся дочь Екатерина пережила свою мать всего на шестнадцать часов. Покойная княгиня, по свидетельству поэта Радзивиллов Соломна Рысинского, завещала похоронить себя в православном монастыре, что и было исполнено. С того времени ведет свое начало устойчивая местная традиция почитать ее как человека праведной жизни, что послужило основанием для последующего прославления Софии Слуцкой в лике святых Православной Церкви. Ее останки считаются святыми мощами и хранятся в настоящее время в минском православном Свято-Духовом соборе.

Таким образом, в жизни последней представительницы княжеского рода Олельковичей Слуцких переплелись черты, характерные для высшего сословия Речи Посполитой. В семьях князей и магнатов смешивались разные веры, совершались браки по расчету, соединялись близкородственные линии, и все это делалось ради приобретения имений и обеспечения влияния своей фамилии. С юности София Олелькович испытала на себе все эти превратности судьбы. И надо отдать ей должное, при всех выпавших на ее долю испытаниях она вела себя достойно.

(Visited 276 times, 1 visits today)

Метки: , Последнее изменение: 02.08.2021
закрыть