Система подготовки немецкой разведывательно-диверсионной агентуры на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны (краткий обзор)
Длительность и интенсивность обучения
Первое, на что надо обратить внимание при изучении системы подготовки диверсантов в немецких разведшколах, это различные сроки подготовки агентуры: от недели (курсы в Барановичах и Минске) до года в Оршанской спецшколе.
Например, на курсах ГФП в г. Борисове обучение агентов длилось три недели, на «краткосрочных курсах гестапо» в Слуцке преподавали 10 дней, одна из школ Минска осуществляла выпуск агентов после приблизительно 20-ти дневного курса.
Наиболее распространенными сроками подготовки агентуры в секретных школах на территории БССР были программы, рассчитанные на период от 1 до 6 месяцев. Так, в абвершколе в Борисове (в Печах) подготовка агентуры составляла 2-3 месяца. В Бресте, Витебске, Полоцке и Слуцке в спецшколах предусматривалось 3-х месячная подготовка.
В некоторых учебных заведениях обучение курсантов было ещё более длительным. Например, при минском и борисовском гестапо были открыты 9-ти месячные курсы для евреев. «Рекордсменом» по времени обучения шпионов является спецшкола в Орше, где подготовка велась от 6 месяцев до одного года.
Расписание в школах также значительно отличалось. Если на вечерних курсах обучение могло проходить несколько часов в день или на выходных, то в стационарных школах существовал строгий распорядок.
Методология обучения
Качество обучения курсантов значительно зависело от многих факторов: специализации учебного центра, статуса курсанта (военнопленный, гражданский, его пол и возраст и т.д.), предполагаемого задания агента и его сложности.
В большинстве школ уровень полученных курсантами знаний был весьма средним и даже низким.
Например, на курсах ГФП в Борисове подготовка велась по двум направлениям – разведка и террор. Курсантам-разведчикам преподавались «в основном маскировка и поведение в отряде – как входить в доверие к командному составу, добиваться командных должностей», а также черчение. Диверсантам – «методы террора личным оружием – наганом, ножом и физической борьбой».
Очевидно, что такая подготовка агентуры была совершенно недостаточной. Фактически, им преподавали даже не дисциплины, а минимальным (базовый) бессистемный набор знаний, необходимых для работы.
В стационарных школах отношение к процессу обучения было совершенно иным.
Так в Слуцке агентами изучался «белорусский язык, немецкий язык, методы русской разведки, диверсионная работа немецкого разведчика, подрывное дело, методы и приемы поведения, методы вербовки партизан», а также «приемы физической борьбы, вербовка агентуры» и «методы конспирации».
В «школе гестапо № 12», расположенной на территории лагеря Тростенец, учебная программа была ещё больше. Кроме общего курса дополнительно преподавались:
- военная топография;
- немецкий язык;
- формы диверсии (массовое отравление при помощи пищи, водных бассейнов, порча машин, подрыв и минирование железных дорог, подпилка мостов и др.);
- индивидуальный террор;
- способы озлобления народа – массовые и индивидуальные;
- выработка характера;
- история развития НСДАП и роль Гитлера;
- «Новый порядок в Европе»;
- методы разведки и контрразведки;
- тактика немецкой армии.
В уже упоминавшейся ранее разведшколе в Борисове (в Печах) для разведчиков кроме основного курса преподавались:
- организация и управление войсковых частей РККА всех родов до бригад включительно;
- вооружение РККА; составление радиограмм, донесений и отчетов;
- наблюдение за шоссейными и железными дорогами; развитие слуховой и зрительной памяти;
- переход фронта;
- беседа с красноармейцами и встречными;
- физподготовка;
- строевая подготовка и приветствие;
- политическая подготовка;
- работа и организация НКВД
Кроме того в ряде школ преподавали основы фармакологии и работу с отравляющими веществами.
Из всего вышеизложенного следует, что единой определенной программы подготовки немецкой агентуры в спецшколах не существовало. Однако в обучении агентуры можно выделить два основных направления: это разведка и диверсии (террор).
Разведшколы
В «классических» разведшколах абвера агентов обучали, как нужно переходить линию фронта, вести себя в тылу при выполнении задания, а в случае задержания – на допросах и в местах заключения. Забрасываемым указывали, что необходимо оказывать вооруженное сопротивление при задержании, а в безвыходном положении – кончать жизнь самоубийством. При захвате ни в коем случае не сознаваться в причастности к немецкой разведке. В случае предложения о перевербовке – соглашаться, а после возвращения доложить об этом.
Разведчики изучали структуру организации воинских частей Красной Армии, знаки различия, основы топографии (умение пользоваться картой, ориентироваться на местности с компасом, определять расстояние, вычерчивать по памяти схематическую карту) и проходили стрелковую, физическую, тактическую и строевую подготовку.
Однако, единой программы не существовало. Поэтому в разных спецшколах преподавали разный набор учебных дисциплин.
Диверсионные школы
В диверсионных школах агенты изучали те же предметы, что и в разведывательных, но дополнительно получали специальную подготовку по проведению диверсий и террора.
Они изучали свойства взрывчатых веществ и правила закладки их под намеченный к разрушению объект, зажигательные средства и способы их применения, приготовление простейших взрывчатых и зажигательных веществ и правила обращения с ними, огнестрельное оружие и стрельбу из него. Полученные теоретические знания закреплялись на практических занятиях.
Надо отметить, что партизанам было хорошо известно, чему и как учат будущую немецкую агентуру. Помощником начальника разведывательного отдела Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) капитаном В. Куровым в 1944 г. была подготовлена рукопись «Партизанская агентурная разведка», в которой он определил перечень «типовых» учебных дисциплин, преподававшихся в спецшколах и на курсах:
- «организация, комплектование и вооружение Красной Армии; политико-моральное состояние личного состава Красной Армии; транспорт СССР;
- промышленные и военные объекты; военная топография; организация и деятельность советской контрразведки;
- способы переброски агентуры в тыл Красной армии и методы легализации;
- добыча и передача разведывательных данных;
- методы конспирации;
- радиодело и работа на ключе (для радистов);
- история партизанских отрядов; составление радиограмм, донесений и отчетов;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- физическая подготовка; история НСДАП и «Новый порядок» в Европе
Особенности обучения радистов
Очевиден то факт, что вне зависимости от целей и задач диверсионно-разведывательной группы самым главным для её успешной работы является хорошая связь с командованием. Обучение радистов рассмотрим особо.
Радисты вне зависимости от направления деятельности школы (разведывательная или диверсионная) кроме общих дисциплин изучали радиодело, умение работать на ключе на слух, правила вступления в связь с разведцентром, методы шифровки и дешифровки радиограмм.
Агент-радист считался подготовленным, если он мог принимать и передавать без ошибок 70-80 знаков в минуту. Отметим, что такая глубокая и серьезная подготовка проводилась лишь в нескольких школах на территории БССР (в Борисове, Минске, Витебске, Гомеле и др.).
При подготовке радистов в абвершколе в Борисове (Печи) читались следующие дисциплины:
- передача на ключе;
- шифровка;
- метеорологический шифр;
- специальный код;
- радиостанция;
- обмен корреспонденцией – проводится исключительно под наблюдением немцев.
Преподавательский состав
По своему составу преподавательский состав разведшкол и курсов был весьма разношёрстным.
Надо отметить, что это факт был хорошо известен партизанам. В «Отчете о состоянии разведывательной работы по 1-й партизанской бригаде т. Захарова» от 28 июля 1943 г. указывалось: «Основной преподавательский состав в школах – старые матерые немецкие шпионы из отделов гестапо, а также есть часть русских, прошедших шпионское воспитание в Германии и имеющие большой шпионский стаж».
В небольших школах и на вечерних курсах руководящий и преподавательский состав мог состоять не только из кадровых немецких офицеров, но и из местных кадров, находящихся на службе у оккупантов. Это могли быть сотрудники полиции, различных учреждений, командный состав РОА и т.д.
В крупных (стационарных) школах в областных и районных городах руководитель, его заместитель и некоторые преподаватели были офицеры и сотрудники немецких спецслужб, а часть преподавателей и вспомогательный персонал был представлен местными кадрами, в основном из активных коллаборантов и даже военнопленных. Такая ситуация характерна для школ абвера в Борисове (Печах), Минске, Витебске, учебных центров в Гомеле, Могилеве, Полоцке и др. Например, в Оршанской разведывательно-диверсионной школе преподавателями были пять советских военнопленных в чине от младшего до старшего лейтенантов. В одной из разведшкол в Минске преподавателями были несколько бывших сотрудников НКВД.
В Борисове на вечерних курсах ГФП преподавали местные «активисты» Стась, Руденко и Щерс.
Руководителями и преподавателями «периферийных» школ в Ельнице и Куренце также были предатели, перешедшие на службу к немцам.
Дисциплина и распорядок дня
Обучавшимся агентам разрешалось свободное общение между собой и категорически запрещалось общение с гражданским населением за пределами школ. Выход из школы в город разрешался руководством школы только в исключительных случаях.
Но были и исключения: обучение в Гомельской разведшколе проходило ежедневно с 9 до 15 часов, кроме выходных. В субботу и воскресенье предоставлялось свободное время и разрешался выход в город до 24 часов.
Вещевое и денежное довольствие
Одежда у курсантов также могла отличаться.
Военнопленным могли сохранять их одежду, а могли выдавать полувоенную или немецкую (чешскую) форму без знаков отличия.
Гражданское население посещало лекции в своей одежде. Кроме того, немецкое руководство могло выдавать им новую одежду, что в условиях дефицита военного времени являлось для курсантов хорошим дополнительным стимулом.
При абвершколе в г. Борисове действовала собственная мастерская по пошиву и подгонке обмундирования.
За обучения в школах курсантам платили деньги.
Например, в Борисове – от 45 до 80 марок агенту и 40 – родственникам, после ухода агента на задание.
В Гомеле – 50 марок, а за выполнения задания шпионам из Баранович обещали вознаграждение в 3000 рублей.
В зависимости от характера задания агента и его легенды, подбиралось соответствующее обмундирование и экипировка. При засылке в партизанские соединения шпион надевал гражданскую одежду.
При заброске агентуры в тыл СССР или в части Красной Армии экипировка агентов была более сложная и тщательная.
Выпускников абвершколы в Борисове снабжали следующими товарами и предметами:
- документами, военными билетами,
- паспортами,
- военными аттестатами,
- орденами и медалями,
- деньгами,
- черным хлебом крестьянской выпечки,
- салом, колбасой и копченостями, спиртом, шоколадом в плитках,
- махоркой, спичками,
- газетами,
- карандашами,
- бритвами,
- ножами
Радистам-телеграфистам в обязательном порядке давались компасы (русские и немецкие), немецкие карманные фонарики двух марок и часы.
Питание
Рацион питания курсантов не отличался особым разнообразием.
Для наглядности приведем меню и распорядок дня в учебном центре «Цеппелина» в местечке Волау (Волув) в 40 км от Вроцлава. Подъем был в 6 часов утра, затем 15-ти минутная зарядка и туалет. В 8 часов завтрак, который состоял из 200 грамм хлеба, 25 грамм маргарина или меда (редко) и 0,5 литра кофе без сахара. Занятия начинались в 9 часов и продолжались до 12 часов. В 12 часов начинался обед, который включал 1 литр картофельного супа с мукой без хлеба. После обеда курсантам давался 1 час отдыха, а потом начинались занятия по спецподготовке. В 18 часов ужин: 200 грамм хлеба и 50-70 грамм ливерной колбасы и кружка кофе.
Детей-курсантов кормили несколько лучше. При подготовке детской агентуры в школе в Борисове питание курсантов состояло из лапши или риса со сладким чаем (молоком). На обед давали суп с мясом и картошку с котлетой, а на ужин – молоко или чай с хлебом. Таким образом, для курсантов стационарной формы обучения предусматривался полный пансион.
Агентов, готовившихся на вечерних курсах в свободное от основной работы время, могли в качестве поощрения дополнительно обеспечивать сухим пайком.
Выводы
- На территории оккупированной БССР действовали как школы с краткосрочным учебным курсом (от 7 дней до месяца), так и с более длительным сроком обучения (до 1 года). Наиболее оптимальные и часто используемые сроки подготовки в разведывательных центрах на территории Беларуси составляли от 3 до 6 месяцев. Уровень подготовки агентов в большинстве школ на территории БССР было невысокий. В ряде случаев давались лишь базовые навыки и умения для простейших разведывательных и диверсионно-террористических акций.
- Унифицированной программы подготовки курсантов в спецшколах не было. Уровень и качество подготовки в каждом отдельном случае мог значительно отличаться. Это было связано с такими аспектами как: подчиненность школы, направление ее деятельности, половозрастные и национальные характеристика курсантов, предполагаемые задания и т. д.
- Преподавательский состав был сформирован как из кадровых немецких офицеров и специалистов, так и из числа квалифицированных местных коллаборантов и военнопленных.
- Дисциплина в школах отличалась строгостью. Секретность соблюдалась путём ограничения внешних контактов курсантов. Однако были и исключения (Гомельская школа). На вечерних курсах для местных жителей дисциплина, безусловно, носила совершенно иной характер.
- Обучение курсантов в разведшколах и последующая их боевая работа оплачивались. Причём, при уходе агента на задание денежное довольствие выдавалась родственникам. За успешные выполнения заданий существовали премиальные денежные вознаграждения.
- Курсантам могли сохранять ту форму или гражданскую одежду, в которой они поступили в школу, или выдать новую, не обязательно немецкую (напр. трофейную или форму стран-сателлитов Германии). Экипировка отправляющихся на боевую работу выпускников проводилась весьма тщательно и в точном соответствии с легендой агентов.
- Питание в школах было удовлетворительным.
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса поддерживалось на высоком уровне.
- Созданная немцами на территории оккупированной БССР разветвленная система подготовки разведывательно-диверсионной агентуры хотя и не имела централизованного руководства, но была в достаточной мере обеспечена материально, была хорошо ориентирована на потребности войны, а её работа носило систематический и массовый характер.