Герб Речицы: Погонь литовский против скифского всадника

14:11 Статьи

Полемика о том, как должен выглядеть герб города Речица Гомельской области продолжалась несколько лет. В итоге победил «Погонь литовский»…

Полемика о том, как должен выглядеть герб города Речица Гомельской области продолжалась несколько лет. В итоге победил «Погонь литовский». Положения о гербе и флаге утверждены решением Речицкого районного совета депутатов от 6 сентября 2002 г. №119. В качестве геральдического символа Речицы они были узаконены в 2005 году указом Президента №490. По мнению доктора исторических наук С. Е. Рассадина, с точки зрения исторической достоверности, гербом города должен являться его более ранний прототип. Учёный утверждал, что таковым является «Всадник скифски».

В качестве своих аргументов научные оппоненты С. Е. Рассадина опирались на упоминание герба, который был «высочайше утвержден» Николаем I 6 апреля 1845 г. Сохранилось и подтверждено его описание: «Щит разделен на две половины: в верхней половине помещен губернский герб, а в нижней, в белом поле, распущенное в левую сторону двухконечное знамя розового цвета, у которого нижний конец несколько длиннее верхнего; на знамени виден всадник в латах. Сидящий на коне, обращенном в правую сторону; в правой руке всадника обнаженный меч, а на левой руке надет круглый щит, на котором изображен двойной крест».

С научной точки зрения странными выглядят попытки искусственно удревнить данный герб, выдвигая предположения, что он якобы был получен Речицей еще в XVI веке. Однако на практике никакими ссылками на исторические источники эти предположения не подкреплены.

Сам С. Е. Рассадин свою теорию о «Всаднике скифском» в гербе Речицы строил на бронзовой матрице печати 1790-х годов, которая хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси. На ней присутствует надпись на польском языке: «Печать дворянского депутатского собрания Минской губернии», а также изображения одиннадцати гербов (рис. 1). На голове у всадника в гербе Речицы, изображенном на рассматриваемой печати, имеется островерхий головной убор типа башлыка. Всадник без меча, но с копьем в руке и с луком через плечо, сидит на скачущей лошади без седла и стремян. 

рис.1

У этого изображения есть более древние подтверждённые аналоги. Аналогичный всадник без седла и стремян с копьём в руке был изображён на золотом гребне, который найден при раскопках скифского кургана Солоха IV в. до н. э. Этим же периодом датируется найденный в царском кургане Куль-Оба, серебряный кубок с вызолоченными рельефными фигурами. На них, по мнению специалистов, были изображены герои скифской мифологии. Все воины на кубке были изображены в островерхих, закрывающих им уши и шеи, головных уборах. Аналогичный войлочный башлык, но с подвернутым наружу краем, присутствует на изображении речицкого всадника с бронзовой матрицы печати. На самом деле в этом нет ничего удивительного и связан данный факт с модой на всё скифское в этот период. Исследовать курганы этого древнего народа начали даже значительно раньше, чем появилась «Печать дворянского депутатского собрания Минской губернии». Уже в 1763 году по распоряжению новороссийского губернатора А. П. Мельгунова был изучен знаменитый Литой курган.

Конечно, Речица расположена на значительной удалённости от степей, где в древности кочевали скифы.  Однако еще сто лет назад Ю. Кулаковским были опубликованы результаты сопоставления городов Белорусского Поднепровья с упоминаемыми городами Скифов. В итоге получилось, что скифский город Сар — это Лоев, а Азагарий — или Гомель, или Речица. Название «Скифия», или как её называют в других источниках «Сарматия» использовалось для обозначения славянских земель на всей протяжённости территорий от Польши до России. В частности, об этом свидетельствует название книги Алессандро Гваньини о Великом княжестве Литовском: «Хроника Сарматии Европейской». Гипотеза о скифо-сарматском происхождении славян была популярна в России и Речи Посполитой в XVIII—XIX вв. 

Напомним одно из основополагающих, базовых правил как белорусской, так и международной геральдики: приоритет признаётся всегда за более ранним по возрасту гербом. К сожалению, на практике это не всегда так. 

Когда шла научная дискуссия вокруг того, какой всё-таки герб выбрать для Речицы, в обсуждении старались принять участие и представители гражданского общества, и местные чиновники. Так, например, в интервью местной районной газете «Дняпровец» главный архитектор города Г. В. Мельник выразил полное согласие с предложением С. Е. Рассадина: «Вместо герба, «пожалованного» Речице императором Николаем I, следовало бы остановиться на «матрице печати Минского дворянского губернского собрания»: ею был заверен патент на дворянство Яну Дорошевичу от 10 марта 1808 года».

В противовес этому интервью, в том же номере, был опубликован материал журналиста газеты «Дняпровец» П. Ребенка «Зроблена, ды не так». В этой публикации он уничижительно отзывается об изображении первого герба Речицы, называя его «ездоков-галаштанникам». Своей публикацией журналист внес определённую смуту как раз накануне рассмотрения сессией городского Совета вопроса о гербе. В итоге, вместо более раннего по возрасту изображения скифского всадника, герб Речицы сегодня выполнен в качестве «Погони».

Пока в Речице победил Погонь литовский. Но может рано или поздно скифский всадник возьмёт реванш? Ворвавшись из древних времён в современную Беларусь. 

Автор: Андрей Сыч 

(Visited 491 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 28.10.2021
закрыть