«ЧЁРНЫЙ КОТ» И ЕГО ПРЕДВОДИТЕЛИ

22:38 Статьи

соженные деревни

Провал попыток создания антисоветского белорусского повстанческого движения

(печатается по журналу «Беларуская думка», № 12, 2015 г., (БЕЛТА)
Первая часть

Окончание статьи

После провала заброшенных в Беларусь десантных групп Дальвитцкая разведшкола перешла под командование немецкой фронтовой разведки, которая хотела использовать курсантов для ведения неглубокой военной разведки в советском тылу. Представители руководства школы от белорусских коллаборационистов В. Родько и И. Гелда выступили против такого решения. В результате в марте 1945 года «Специальный батальон «Дальвитц» в районе г. Новый Бранденбург был разоружен немцами. Конфликт уладился в том же месяце на секретном совещании в Берлине у оберштурмбанфюрера СС О. Скорцени. В. Родько предложил увеличить численность батальона «Дальвитц» до 700–800 человек и после этого приступить к массовой заброске на территорию Беларуси диверсионных групп по 25–30 человек. Переброска намечалась путем десантирования с самолетов. Однако на совещании выяснилось, что СС может доставлять диверсантов к линии фронта только военным автотранспортом. Несмотря на это, после совещания, по настоянию О. Скорцени, личный состав Дальвитцкой разведывательно-диверсионной школы был вновь вооружен и приступил к подготовке в районе г. Ораниенбург согласно намеченному на совещании плану. В течение декабря 1944  – апреля 1945года были подготовлены три группы для заброски в советский тыл. Но стремительное наступление советских войск заставило эвакуировать Дальвитцкий батальон в Судетские, а вскоре – в Изерские горы на территорию Чехословакии, где в мае 1945 года местные партизаны разоружили личный состав разведывательно-диверсионной школы [2, с. 22–23].

Аусвайс И. Гелды

После этого по приказу В. Родько бывших курсантов разделили на группы и дали задание пробираться на Запад. Сам В. Родько с группой в 13 человек под видом мирных поляков направились в Польшу. В июне 1945 года на варшавской конспиративной квартире Ю. Луцкевича состоялось совещание, на котором присутствовали братья Луцкевичи, В. Родько, И. Побяржин, а также вице-президент Рады БЦР Н. Шкеленок. В. Родько указал, что война между СССР и его союзниками неизбежна и в связи с этим белорусские националисты должны использовать ее «для свержения советской власти и создания «Белорусского Независимого Государства». Н. Шкеленок получил задание выехать в Берлин и установить связь с белорусскими эмигрантскими центрами. Сам В. Родько вместе с группой бывших курсантов Дальвитцкой школы направился в Белосток и перешел на нелегальное положение. Отдельные курсанты Дальвитцкой разведывательно-диверсионной школы также перешли на нелегальное положение и вели антисоветскую борьбу до середины 1950-х годов. В начале января 1955 года в ходе оперативных мероприятий по розыску главаря бандгруппы Е. Жихаря сотрудники госбезопасности получили информацию, что он может скрываться в доме жительницы д. Карповичи Дуниловичского района Молодечненской области М. Войтехович. Для проверки информации на место выехала группа оперативных сотрудников КГБ. Они обнаружили неизвестного мужчину, который оказал вооруженное сопротивление и в ходе перестрелки был убит. При нем нашли документы на имя Жихаря Евгения Ивановича, 1925 года рождения, уроженца д. Новоселки Мядельского района.

В дальнейшем оперативники установили, что в 1943–1944 годах Е. Жихарь учился в Поставской учительской семинарии, где вступил в СБМ. В 1944 году окончил Дальвитцкую разведывательно-диверсионную школу. В 1945 году на территории Германии был мобилизован в Красную армию. После демобилизации в том же году вернулся в Дуниловичский район и устроился на работу учителем в Веретеевскую начальную школу. После неудачной попытки ареста Е. Жихаря в 1946 году он перешел на нелегальное положение и вступил в бандгруппу Короленка, а вскоре и возглавил ее. За время нахождения на нелегальном положении Е. Жихарь и руководимая им бандгруппа совершили 23 террористических акта, 42 ограбления и 9 нападений на сельсоветы. Операция по нейтрализации бандгруппы Е. Жихаря стала завершающим эпизодом в бесславной истории Дальвитцкой разведывательно-диверсионной школы [6, с. 177–178].

Однако по информации, размещенной в Википедии, криминальная деятельность бандгруппы Жихаря приобрела якобы «национально-патриотический характер». В частности, там указывается, что отряд Жихаря в конце 1948 года превратился в боевую единицу «Черного кота», а с 1952 по 1954 год был единственным формированием «Черного кота», действовавшим на территории БССР. В ноябре – декабре 1954 года практически весь отряд был уничтожен в боях с МГБ, а уцелевшие участники ушли через территорию Польши на Запад [7].

Действовали ли на территории Белорусской ССР в рассматриваемый период другие вооруженные антисоветские подпольные формирования белорусских националистов, которые могли быть отождествлены с «Черным котом»? Действовали, но не могли быть отождествлены, т.к. носили локальный характер как по количеству участников, так и по территории деятельности.

В частности, в мае 1949 года при оказании вооруженного сопротивления сотрудниками МГБ БССР был ранен и арестован И. Романчук, который находился на нелегальном положении с сентября 1944 года. Во время войны он служил инспектором Несвижского районного отдела Белорусской народной самопомощи (БНС). Отметим, что одним из организаторов БНС был М. Витушко. В мае 1947 года к нему присоединился Н. Демух, а весной 1948 года – бывший участник БКО Б. Буко. На протяжении 1947–1949 годов участники бандгруппы И. Романчука совершили ряд террористических актов. В мае 1949 года все они были арестованы сотрудниками органов госбезопаности, и затем Военный трибунал войск МВД Белорусского округа осудил их на 25 лет заключения каждого [8, с. 24–25].

Оружие, захваченное у участников бандгруппы И Романчука

Лидеры Рады БНР в начале 1950-х годов еще надеялись отыскать на территории Белорусской ССР следы подпольных антисоветских структур, установить с ними связь и использовать в интересах западных спецслужб, активно противодействовавших в то время Советскому Союзу в ходе так называемой холодной войны. В частности, в сентябре 1951 года с американского самолета на территорию Ильянского района Молодечненской области со шпионским заданием был десантирован эмиссар Рады БНР И. Филистович [9, с. 61–62].В задание ему вменялся не только сбор шпионских сведений, но и изучение и подбор кадров будущей оккупационной администрации на случай возможного захвата БССР американскими войсками. В первоочередные задачи И. Филистовича входила организация подпольного печатания антисоветских листовок и прокламаций, тексты которых были заранее составлены Н. Абрамчиком и Б. Рогулей.

Удостоверение И Филистовича

После десантирования И. Филистович через своего родственника связался с нелегальной вооруженной группой С. Микулича, действовавшей на территории Ильянского района Молодечненской области и состоявшей из бывших участников БКО. В апреле 1952 года И. Филистович влился в бандгруппу, а затем и возглавил ее. В июне 1952 года вооруженной группой под руководством И. Филистовича была разгромлена типография газеты «Шлях да камунізма» в д. Вязынь Молодечненской области. Захваченные шрифт и печатное оборудование предполагалось использовать для издания подпольной газеты «Жыве Беларусь!». Однако отсутствие необходимых навыков и некоторых деталей к типографскому оборудованию не дало возможности осуществить намеченные планы.

Бангруппа С. Микулича
Фото И. Филистовича

В сентябре 1952 года И. Филистович и все участники подпольной группы за исключением убитого при задержании С. Микулича были арестованы органами госбезопасности БССР. И. Филистович был приговорен к расстрелу, а остальные участники подпольной группы и их пособники – к различным срокам тюремного заключения [6, с. 178–179].

В августе 1952 года в Налибокскую пущу (район д. Клетище Ивенецкого района Молодечненской области) была десантирована с американского военного самолета еще одна группа из четырех парашютистов, прошедшая подготовку в Кауфбейренской разведшколе. В ее состав входили агент-разведчик Г. Костюк («Бен»), агент-разведчик Т. Остриков («Карл»), старший радист М. Кальницкий («Джо») и запасной радист М. Артюшевский («Фин») [10, с. 192–193].

Часть изъятого сотрудниками МГБ БССР в 1952 году у американских шпионов, заброшенных на территорию БССР в районе Налибокской пущи

В задачи группы входил сбор разведданных о политическом положении БССР, об отношении населения к мероприятиям советской власти. По возможности, необходимо было привлечь для работы на американскую разведку служащих государственных учреждений, хорошо знающих паспортную систему Советского Союза, порядок приема и увольнения с работы, правила призыва на службу в Советскую армию и др. Предполагалась возможность их переброски в Западную Германию для использования в качестве инструкторов разведшкол. Кроме этого, лично от Б. Рогули шпионская группа получила согласованное с американской разведкой задание собирать данные о существующих в Беларуси подпольных антисоветских организациях и вооруженных формированиях.

Однако планы не были реализованы. После десантирования шпионы произвели разведку местности и выяснили обстановку в районе приземления. Затем радисты «Джо» и «Фин» установили связь с разведцентром и передали две зашифрованные радиограммы, в которых сообщили об удачном десантировании и координатах приземления. В сентябре 1952 года шпионы закопали экипировку и разделились на две группы. «Джо» и «Фин» остались в районе десантирования для проведения дальнейшей разведки лесного массива и подбора места для постоянной базы группы. «Карл» и «Бен»  направились к Новогрудку, выдавая себя за рабочих, которые возвращаются с лесозаготовок домой в Слоним. Недалеко от Новогрудка шпионы разошлись: Т. Остриков направился к своей матери в д. Ждановичи Новогрудского района, а Г. Костюк пошел в д. Богуденка Кореличского района к теще Б. Рогули. Шпион обратился к ней с просьбой найти человека, способного достать ему документы для поступления на учебу или устройства на работу. Женщина порекомендовала обратиться к одному из своих знакомых в Минске, не подозревая, что он является секретным сотрудником МГБ. В результате, прибыв в Минск по указанному ему адресу, «Карл» был задержан сотрудниками госбезопасности. В ходе допроса он сообщил оперативникам все сведения о месте, дате десантирования американских шпионов, назвал их псевдонимы и приметы, а также указал дату и место сбора группы после возвращения «Карла» и «Бена».

В назначенный день в условленном шпионами районе оперативной группой МГБ БССР были задержаны «Бен» и «Фин». «Джо» оказал вооруженное сопротивление и был убит. При личном обыске задержанных, а также в ходе поиска сотрудники госбезопасности обнаружили и изъяли 4 парашюта, 2 радиостанции, радиоприемник, 2 портативных фотоаппарата, 7 пистолетов, 3 автомата с большим количеством патронов, 2 стреляющие авторучки, топографические карты, компасы, средства тайнописи, медикаменты, яды, а также 206 тыс. советских рублей, 4 тыс. польских злотых и 500 германских марок [10, с. 194–195].

Это была последняя попытка Рады БНР с помощью американской разведки объединить разрозненные силы антисоветского подполья на территории Беларуси для борьбы за «белорусское независимое государство». В мае 1953 года президенту Рады БНР Н. Абрамчику представителями правительства США официально было заявлено, что оно не может согласиться на признание «самостоятельного белорусского государства» до тех пор, пока существуют нормальные дипломатические отношения США с СССР [9, с. 62].

В итоге шпионские миссии Рады БНР и курирующих ее западных спецслужб в начале 1950-х годов провалились. И если И. Филистовичу частично удалось организовать немногочисленную подпольную вооруженную группу из числа бывших участников БКО, то кауфбейренский десант 1952 года завершился полным фиаско. К тому времени не только в районе Налибокской пущи, но фактически на всей территории Белорусской ССР вооруженных структур антисоветского подполья фактически не существовало, в том числе белорусской повстанческой армии «Черный кот». Более того, само название подпольной структуры не фигурировало в заданиях Рады БНР ни И. Филистовичу, ни группе Т. Острикова – Г. Костюка.

Несмотря на это, мифы полувековой давности, к сожалению, кое-кто пытается представить как реальность. Не исключено, что неудачные попытки руководителей белорусских эмигрантских организаций в 1940-е годы организовать вооруженное сопротивление советской власти на территории Белорусской ССР были героизированы их преемниками в 1990-е годы, после чего нашли сторонников даже среди определенной части белорусских историков и публицистов.

Литература:

1. Антысавецкiя рухi у Беларусi: 1944–1956. Даведнiк. – Менск, 1999. – 194с.

2. Валаханович И.А. Антисоветское подполье на территории Беларуси в 1944–1953 гг. / И.А. Валаханович. – Минск, 2002. – 146с.

3. Валаханович, И.А. «Специальный батальон «Дальвитц»: история и деятельность / И.А. Валаханович // Беларусь i Германiя: гiсторыя i сучаснасць: матэрыялы Мiжнар. навук. канф., Мiнск, 12 мая 2006 г. Вып. 5 / рэдкал. А.А. Каваленя [i iнш.]. – Мiнск, 2007. – С.65–73.

4. Валаханович И.А. Нейтрализация антисоветских подпольных структур, созданных из участников белорусских национал-коллаборационистских партий, организаций и вооруженных формирований (1944–1945гг.) / И.А. Валаханович // Беларусь: памятное лето 1944года: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию освобождения Беларуси от нем.-фашист. захватчиков (Минск, 19–20 июня 2014 г.) / Нац. акад. наук Беларуси, Мин-во обороны Респ. Беларусь; редкол.: А. А. Коваленя [и др.]. – Минск, 2015. – С.551–556.

5. Лiтвiн, А.М. Армiя Краёва на Беларусі: да праблемы вывучэння / А.М. Лiтвiн // Беларускi гiстарычны часопiс. – 1994. – № 1. – С.65–73.

6. Валаханович И.А. Война после войны. Ликвидация антисоветского вооруженного сопротивления на территории Белорусской ССР / И.А. Валаханович // Щит и меч Отечества / под ред. В.И. Дементея [и др.]. – Минск. 2006.– С.175–187.

7. Жихарь, Евгений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%96%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D1%8C,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%B9. – Дата доступа 01.09.2015.

8. Валаханович И.А. Террористическая деятельность антисоветских подпольных белорусских структур во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. // Партнерство государства, общественного сектора и делового сообщества в борьбе с терроризмом – безопасность через диалог, согласие и взаимодействие: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 30–31 октября 2014года): в 2 т. – Минск, 2014. – Т.2. – С.22–26.

9. Валахановіч І.А. Барацьба вакол ідэі «беларускай незалежнай дзяржавы» (другая палова 40-х – пачатак 50-х гг.) / І.А. Валахановіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 1999. – № 1. – С.58–62.

10. Валаханович, И.А. На фронтах «холодной войны». Органы государственной безопасности Белорусской ССР в 1945–1953гг. / И.А. Валаханович // Щит и меч Отечества / под ред. В.И. Дементея [и др.]. – Минск, 2006.– С.188–200.

(Visited 506 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 28.10.2021
закрыть