Пепел в сердце

21:55 Статьи

Историк Дмитрий Суржик — о том, что мы знаем и чего не знаем о трагедии сожженных оккупантами деревень России

Великая Отечественная война стала самой трагической страницей в более чем 1000-летней истории нашей страны. Голод, разруха, боевые действия… Но самым ужасным и чудовищным актом той войны стало уничтожение мирного населения советских поселений. В Ленинградской области, которая находилась в оккупации почти три года, 29 октября было объявлено Днем памяти сожженных деревень.

Мало кто знает, что сожженные дома и расстрелы мирных жителей — трагедия не только Белоруссии, но и других советских республик. Сегодня всем известно о белорусской Хатыни, которая 22 марта 1943 года была сожжена дотла, оккупанты убили там 149 человек, включая 75 детей.

Таких мест в годы Великой Отечественной войны были десятки тысяч. Почему мы мало знали о сожженных деревнях? Думается, по идеологической причине. Зачастую вместе с немецкими, венгерскими и финскими воинскими подразделениями в карательных операциях принимали участие полицаи, набранные из местных предателей. Ситуация стала меняться лишь в последнее время. Так, фондом «Историческая память» выпущены документальные издания, посвященные сожженным деревням в Белоруссии, России, на Украине. Важным шагом стал федеральный проект «Без срока давности», который реализуется с 2020 года.

Надо вернуть память не только о защитниках Родины, но и о безвинных жертвах нацистской колониально-истребительной политики на территории страны. Для колонизации нашей земли и наших предков были привлечены многие нацистские ведомства. Вермахт — против Красной армии и военнопленных, содержавшихся в нечеловеческих условиях. Разветвленный аппарат РСХА, созданный на оккупированной советской земле из «айнзацгрупп» и местных преступников — против мирного населения. «Экономические команды» Геринга и нацистские эмиссары расхищали советскую экономику, а команды «особого штаба рейхсляйтера Розенберга» грабили и уничтожали культурное и историческое наследие тех, кого они презрительно называли «недочеловеками». Особо изощренным в этом ряду, конечно же, был «план голода Бакке», обрекавший миллионы людей на страшную смерть.

На оккупированной территории СССР оказались более 94,8 млн человек, 13 684 692 человека были уничтожены, 11 520 379 погибли в результат боевых действий, 2 164 313 «остарбайтеров» умерли в изгнании на принудительных работах.

Нацистский террор не имел себе равных ни до, ни после Второй мировой войны. «Русской Хатынью» называют деревню Хацунь в Карачевском районе современной Брянской области и деревню Большое Заречье Ленинградской области.

Их роднит общая трагичная судьба. 24 октября 1941 года немецкая конная разведгруппа наткнулась на красноармейцев-«окруженцев» на окраине деревни Хацунь. В перестрелке были убиты три немецких солдата. В час ночи к Хацуни были направлены подразделения 156-го артиллерийского полка вермахта. Они согнали всех встречавшихся на пути крестьян в деревню, которую окружили плотным кольцом. А затем обер-лейтенант Эйлеман отдал приказ расстрелять всех жителей от мала до велика.

В 2011 году Федеральный военный архив во Фрайбурге в Германии передал России рапорт, в котором говорится о 188 погибших от рук карателей. Всего же на территории современной Брянской области (в годы войны Брянщина входила в состав Орловской области) было уничтожено около тысячи деревень. Эти преступления — на совести вермахта, СС и местных предателей.

В ленинградский колхоз «Большое Заречье» немцы и их пособники вошли 19 августа 1941 года. Процветавшее хозяйство было разграблено. В трагический октябрьский день 1943 года каратели, чувствуя свой скорый конец, приказали жителям деревни собраться со всем своим имуществом якобы для перевозки их в тыл. Почувствовав неладное, зареченцы ночью вывезли имущество в лес и на заре все, кроме стариков и детей, ушли. Когда 30 октября 1943 года немцы приехали за жителями, деревня была почти пуста. Дома окружили, досматривали и сжигали. 14 жителей Большого Заречья были расстреляны, 52 человека заживо сожжены в одном из пустых домов на окраине соседней деревни Глумицы после того, как была сгорела дотла их родная деревня. Среди безвинно казненных — немощные старики и малые ребятишки.

Единственное, что сегодня напоминает о том преступлении оккупантов, — трубы опаленных печей. После войны деревню Большое Заречье не восстанавливали. На ее месте в 1971 году воздвигнут мемориал, авторами которого стали архитектор Филипп Гепнер и скульптор Мария Литовченко. В одной только в Ленинградской области (в современных границах) за годы Великой Отечественной войны карателями были стерты с лица земли около 3 тыс. деревень.

29 октября 2015 года был установлен ежегодный День памяти сожженных немецко-фашистскими оккупантами деревень Ленинградской области. А в 2017 году Ленинградская областная универсальная научная библиотека запустила проект «Памяти сожженных деревень Ленинградской области». На его информационном сайте представлена судьба поселений, пострадавших от рук оккупантов в годы Великой Отечественной войны, составлена их карта. Работа над проектом продолжается до сих пор.

Сколько пострадавших сел и деревень было по всей России? Около 70 тысяч. Нам, потомкам людей, которые положили на алтарь Победы свои жизни, нельзя забывать об этом. Нужно продолжать работу над установлением имен погибших, издавать научную и научно-популярную литературу на эту тему, распространять информацию в интернете и в соцсетях. Это нужно не мертвым, это нужно живым.

Автор — кандидат исторических наук, исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного государства

(Материал взят с сайта издания «Известия»)

(Visited 576 times, 1 visits today)

Метки: , , Последнее изменение: 30.10.2021
закрыть