ГОРЕ ОТ УПА

19:05 Статьи

(печатается по журналу «Беларуская думка», № 11, 2016 г., (БЕЛТА)
Нейтрализация органами госбезопасности антисоветского подполья ОУН-УПА на территории Белорусской ССР в 1939-1952 годах

Первая часть

Окончание статьи

В целом в ходе оперативной деятельности, в том числе благодаря сведениям, полученным спецгруппами НКГБ БССР, органы государственной безопасности выявили организационную структуру подполья ОУН–УПА на оккупированной территории республики, а также его примерную численность в 12–14 тыс. участников. Полученные данные позволили чекистам развернуть эффективную работу по нейтрализации и окончательной ликвидации украинского антисоветского подполья в Белорусской ССР сразу после ее полного освобождения от немецко-фашистской оккупации [4, с. 299–300].

Третий период охватывал 1944–1952 годы. В означенный отрезок времени подпольные структуры ОУН–УПА действовали в интересах спецслужб стран Запада и использовались ими для дестабилизации внутриполитической ситуации в Советском Союзе в годы холодной войны. В ходе противодействия подполью ОУН–УПА органы госбезопасности активно взаимодействовали с подразделениями органов внутренних дел.

В августе 1944 года Брестская оперативно-войсковая группа на границе с Волынской областью обнаружила и ликвидировала вооруженное формирование УПА «Орлика» численностью более 100 человек, изъяв при этом 4 миномета, 4 пулемета, 5 автоматов, 17 винтовок, 67 гранат, большое количество патронов. В октябре того же года в Дивинском районе в ходе чекистско-войсковой операции была ликвидирована группа УПА Васюка [5, с. 183], а в июне 1945 года – бригада УПА «Тур».

В июне 1945 года для нейтрализации действовавших в Логишинском районе Пинской области формирований УПА И. Юркевича («Гречун») и Ф. Гречко была создана специальная опергруппа, легендированная под участников УПА. Оперативникам удалось внедриться в вооруженную подпольную группу И. Юркевича и ликвидировать ее. В течение июля – августа 1945 года спецгруппа успешно нейтрализовала формирование УПА под командованием Ф. Гречко. В ходе следствия над захваченными участниками УПА было установлено, что данное подпольное формирование с августа 1944 по август 1945 года совершило более 10 терактов, в которых погибли около 20 человек.

Всего в 1944–1946 годах украинские антисоветские подпольные группы и нелегальные вооруженные формирования на территории БССР совершили 2384 диверсии и теракта, в результате которых погибли 1012 человек (из них 50 сотрудников НКВД, 8 офицеров и 28 солдат и сержантов Красной армии, 171 советский партийный работник) [1, с. 109–110]. Ответные меры со стороны советских силовых структур были адекватными складывающейся обстановке. В июле 1946 года в Антопольском районе Брестской области сотрудники госбезопасности при задержании убили оказавшего вооруженное сопротивление антопольского районного проводника Конопленко. В том же году была ликвидирована боёвка Кобринского провода ОУН «Сокол» вместе с ее главарем. О неутешительных итогах деятельности ОУН–УПА за 1944–1946 годы свидетельствуют подлинные документы оуновского подполья, захваченные в ходе операции сотрудников НКГБ в Гороховском районе Волынской области у убитого Я. Фонича («Орест»), личного секретаря краевого проводника И. Литвинчука («Дубовый», «Максим»). В одном из писем «Максим» сообщал о ситуации в округе ПЗУЗ: «…1945 год исчисляем к наиболее кризисному времени, которое определяется наибольшими потерями как в активе «УПА», так и в организации». Далее проводник указывал, что во второй половине 1945 года «был уничтожен весь окружной провод Б-Литовска» [1, с. 110–111].

Оуновская литература, изъятая сотрудниками МГБ БССР в ходе ликвидации штаба Кобринского надрайонного провода ОУН в Антопольском районе Брестской области в июне 1949 года

В 1947–1949 годах произошло изменение тактики действий подпольных антисоветских украинских формирований. После разгрома основных сил УПА открытые вооруженные выступления уступили место терактам, сбору разведданных в пользу западных спецслужб. Органы безопасности в рассматриваемый период также перешли к новым формам и методам борьбы с подпольем ОУН–УПА. Широкомасштабные чекистско-войсковые операции уступили место кропотливой оперативной работе по выявлению и ликвидации руководящих звеньев подполья.

Оружие, изъятое в июне 1949 года в ходе операции сотрудников МГБ БССР в Антопольском районе Брестской области по ликвидации штаба Кобринского надрайонного провода ОУН

В феврале – апреле 1947 года сотрудники госбезопасности в Ивановском районе Пинской области ликвидировали Пинский надрайонный провод ОУН, уничтожив при этом трех членов штаба, в том числе проводника «Волоса». В мае 1948 года в Жабинковском районе Брестской области был ликвидирован штаб Брестского надрайонного провода ОУН. Двое оуновцев, среди них и проводник М. Березовский («Евген»), были убиты, один арестован. В декабре 1948 года в том же Жабинковском районе сотрудники госбезопасности ликвидировали при оказании вооруженного сопротивления организационного референта Белорусского окружного провода Т. Брезденя («Зенон», «Боруля», «Григор»).

Оуновская литература, изъятая сотрудниками МГБ БССР в ходе Ликвидации штаба Брестского надрайонного провода ОУН в Жабинковском районе Брестской области в мае 1948 года

В июне 1949 года в Столинском районе Пинской области в ходе операции органов госбезопасности был убит руководитель Столинского районного провода «Андрей». В том же месяце в Антопольском районе Брестской области сотрудники МГБ БССР ликвидировали при оказании вооруженного сопротивления кобринского надрайонного проводника «Шаха», кобринского районного проводника «Ермака» и дивинского районного проводника «Дворко» [5, с. 183–184].

В 1949 году УМГБ Брестской области арестовало по подозрению в измене государству в форме шпионажа в пользу США двух жителей д. Головчицы Антопольского района Брестской области. В ходе следствия арестованные подтвердили, что по заданию, полученному от окружного проводника «Богуна», посетили посольство США в Москве, где передали письма «Богуна» о деятельности подполья ОУН в Брестской области. Информация о связях А. Степанюка с американским посольством нашла отражение и в дневнике «Богуна», попавшем к сотрудникам госбезопасности в сентябре 1951 года [5, с. 184].

Оружие, изъятое сотрудниками МГБ БССР в декабре 1948 года в Жабинковском районе Брестской области в ходе операции по ликвидации организационного референта Белорусского окружного провода

В 1950–1952 годах завершилась ликвидация разрозненных подпольных групп ОУН. В сентябре 1950 года сотрудники УМГБ Пинской области в Дрогичинском районе убили во время задержания члена Белорусского окружного провода ОУН «Граба» («Михалко»). В марте 1951 года опергруппа УМГБ Брестской области в Кобринском районе захватила руководителя боёвки службы безопасности Кобринского районного провода «Ермака» А. Климука («Чайка») [1, с. 114].

В феврале 1952 года на границе Дрогичинского и Ивановского районов оперативно-войсковая группа УМГБ Пинской области ликвидировала боёвку «Сикоры». При оказании вооруженного сопротивления два оуновца были убиты, в том числе и сам «Сикора», а три ранены и задержаны. В ходе следствия было установлено, что «Сикора» – Иван Панько, который после дезертирства из армии в 1944 году вступил в УПА, в 1944–1947 годах служил в личной t Оружие, изъятое сотрудниками МГБ БССР в декабре 1948 года в Жабинковском районе Брестской области в ходе операции по ликвидации организационного референта Белорусского окружного провода Оружие, изъятое в июне 1949 года в ходе операции сотрудников МГБ БССР в Антопольском районе Брестской области по ликвидации штаба Кобринского надрайонного провода ОУН охране брестского окружного проводника «Гая». В январе 1947 года участвовал в расправе над местными жителями д. Одрижин Ивановского района, когда оуновцы убили и сожгли вместе с домами семьи П. Денейко (8 человек) и Д. Денейко (5 человек). В 1949 году он возглавил Ивановский районный, а в 1951 году – Пинский надрайонный провод ОУН [1, с. 115].

В феврале 1952 года в Дрогичинском районе опергруппа УМГБ Пинской области ликвидировала всех пятерых участников боёвки «Грица». «Гриц» был опознан как уроженец Волынской области Украины Владимир Лукашук. Дальнейшее следствие установило, что он находился в окружении «Богуна», являлся участником вооруженных формирований «Громобоя» и «Сикоры», а в 1951 году возглавил боёвку, действовавшую в Дрогичинском районе Пинской области, а также Березовском и Дивинском районах Брестской области [5, с. 185]. С ликвидацией боёвки «Грица» Белорусский окружной провод прекратил свое существование как организационно-структурная единица подполья ОУН–УПА. В отчетах о проявлениях со стороны антисоветского украинского подполья за 1953 год фигурируют лишь нелегалы-одиночки. По состоянию на апрель 1953 года в розыске значились 159 лиц, принадлежавших ранее к подполью ОУН–УПА. Всего органы госбезопасности Беларуси с октября 1943 по апрель 1953 года арестовали 1282 украинских националистов  [6, с. 171–172].

Участники операции по ликвидации штаба Брестского надрайонного провода ОУН и убитые оуновцы (один из убитых – проводник
М. Березовский – «Евген»). Жабинковский район Брестской области. Май 1948 года

Таким образом, антисоветское подполье ОУН–УПА на территории Белорусской ССР представляло собой многочисленную и многоуровневую структуру, оказывавшую крайне негативное влияние на внутриполитическую ситуацию не только республики, но и Советского Союза в целом. Формы и методы деятельности участников антисоветского украинского подполья основывались на принципах националистической идеологии и отличались крайним радикализмом и экстремизмом. Конечные цели борьбы структур ОУН–УПА шли вразрез с интересами белорусского народа, хотя и были умело закамуфлированы под «благородные» посылы о необходимости противодействия «сталинскому империализму» и построения «демократического» государства.

Деятельность органов государственной безопасности по нейтрализации антисоветского подполья ОУН–УПА в БССР в рассмотренный период объективно была направлена на сохранение территориальной целостности союзной республики. Противодействие структурам антисоветского украинского подполья по формам и методам было адекватным и достаточно эффективным. В силу объективных обстоятельств, таких, например, как последствия германской оккупационной политики на захваченной нацистами территории Советского Союза, активная поддержка действий подполья ОУН–УПА спецслужбами Германии накануне и в годы Второй мировой войны и спецслужбами США и Великобритании в период холодной войны, лишь к началу 1950-х годов нейтрализация деятельности подполья ОУН–УПА на территории Белорусской ССР органами государственной безопасности была завершена.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Валаханович И.А. Антисоветское подполье на территории Беларуси в 1944–1953гг. / И.А. Валаханович. – Минск: БГУ, 2002. – 146 с.

2. Валаханович И.А. Подполье ОУН на территории Беларуси в 1944–1952годах / И.А. Валаханович // Архiвы i справаводства. – 1999. – №1. – С.16–20.

3. ОУН–УПА в Беларуси. 1939–1953 гг. Документы и материалы / сост. В.И. Адамушко [и др.]; редкол.: В.И. Адамушко [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 528 с.

4. Валаханович И.А. Деятельность спецгрупп НКГБ БССР по выявлению и ликвидации подпольных структур ОУН–УПА на оккупированной территории Беларуси (1943–1944 гг.) / И.А. Валаханович // Беларусь – Украіна: гістарычны вопыт узаемаадносін: матэрыялы Міжнар. навук. канф. (Мiнск, 18–19 сакавіка 2003 г.) / Рэдкал.: У.І. Навіцкі (гал. рэд.), М.П. Касцюк (нам. гал. рэд.) i iнш. – Мiнск: Ін-т гісторыі НАН Беларусі, 2004. – С.297–300.

5. Валаханович И.А. Война после войны. Ликвидация антисоветского вооруженного сопротивления на территории Белорусской ССР / И.А. Валаханович // Щит и меч Отечества / под ред. В.И. Дементея [и др.]. – Минск, 2006. – С.175–187.

6. Валахановiч I.А., Мазец, В.Г. Барацьба супраць антысавецкiх арганізацый i груп (1944– 1953 гг.) / І.А. Валахановіч, В.Г. Мазец // Гiсторыя беларускай дзяржаўнасцi ў канцы XVIII – пачатку ХХI ст.: у 2кн. – Кн.2 / М.У. Смяховiч [i iнш.]; рэдкал.: А.А. Каваленя [i iнш.]. – Мiнск: Беларуская навука, 2012. – С.159–174.

(печатается по журналу «Беларуская думка», № 11, 2016 г., (БЕЛТА)

(Visited 364 times, 1 visits today)

Последнее изменение: 28.10.2021
закрыть