«Минский Нюрнберг»

15:08 Люди в истории, Статьи

В рамках расследования геноцида белорусского народа продолжается поиск ушедших от возмездия палачей…

В кругах нацистов число 18 означает шифровку имени Adolf Hitler, которая происходит из нумерации букв 1 = А, 8 = H. Символично, что в январе 1946 года перед судом в Минске предстали 18 нацистских преступников. Все они были организаторами и исполнителями массовых казней на территории Беларуси разных званий и должностей, запятнавшие себя службой Гитлеру, который так любил нумерологию и символизм. 

Встать, суд идёт!

15 января 1946 года Минский Дом «Красной армии», нынешний Дом офицеров, был переполнен военнослужащими, жителями города, а также многочисленными иностранными журналистами. Все они хотели стать свидетелями открытого суда истории, который впоследствии назовут «Минским Нюрнбергом». 

На протяжении двух недель белорусы судили бывшую немецкую администрацию. Подсудимые обвинялись в уничтожении мирных советских граждан, зверских расправах и издевательствах над военнопленными красноармейцами, массовом угоне гражданского населения в рабство, в разрушении городов, деревень и грабеже жителей БССР.

Несмотря на обилие доказательств и очевидность вины обвиняемых, суд не превратился в судилище. Некоторые заседания целиком были посвящены прению сторон, подсудимым была предоставлена защита. 

Адвокаты пытались убедить суд в том, что подсудимые, безусловно, виноваты, но заслуживают поблажки, так как «испытываю раскаяние» и «лишь выполняли приказы» высшего руководства страны. 

Впоследствии подсудимым было предоставлено право последнего слова. Практически все они раскаивались, осуждали нацизм и просили пощады. 

Но были и исключения. Так командир 26-го полицейского полка подполковник Георг Роберт Вайсиг в своем последнем слове попросил помиловать не себя, а своего молодого подчиненного, а обер-лейтенант СС Ганс Герман Кок объявил, что: «все те преступления, которые я совершил в России, я совершил не только через послушное исполнение тех приказов, которые давали мои начальники, но также из признания и исполнения расовой теории. Убивал и уничтожал также по собственной инициативе. …Много крови на моих руках. …В данный момент жду смертного приговора».

Факты геноцида мирного населения 

Фашисты также оправдывали свое участие в преступлениях против мирного населения тем, что в условиях партизанской войны и массовых диверсий на территории Беларуси испытывали серьезные трудности в поиске и поимке партизан. Как отмечали нацисты, они ощущали собственное бессилие в попытках нанести удар по мобильным группам партизан, у них сдавали нервы, что и приводило к беспрецедентным по своей жестокости актам мести мирному населению. 

Вот небольшая выдержка из допроса криминал-комиссара гестапо Ганса Коха о его преступлениях.

Кох: Я был комендантом лагеря деревни Орехи, в лагере находилось 3 тысячи человек, подозреваемых в связях с партизанами, а также партизанские семьи: дети, женщины и старики. Этих людей мы умерщвляли с помощью душегубок, а также тем, что содержали их на голодном пайке. Обычно дети очень быстро умирали от голода. Мужчин мы отправляли на работы в Германию, а женщин и детей в Майданек. 

Председательствующий: Какое участие вы принимали в расстрелах советских людей и сколько лично расстреляли?  

Кох: 500 человек.

Прокурор: Расскажите о случае расстрела в 1943 году 15 человек, среди которых были 3 женщины. Сколько вы лично расстреляли?

Кох: Всегда при расстрелах я сам расстреливал лично первых 3–4–5 человек для того, чтобы показать своим подчиненным, каким должен быть гестаповец.  

Прокурор: Это было наглядное преподавание?  

Кох: Так точно. 

Приговор

В общей сложности 12 дней ушло у обвинения на то, чтобы зачитать список совершенных нацистами на территории БССР преступлений. Учитывая масштабы злодеяний, не удивительно, что слово «фашист» и спустя 80 лет считается в Беларуси самым страшным народным ругательством и проклятием-приговором. Потому работа над сбором доказательной базы фактов геноцида против белорусского населения в годы войны продолжается следственными органы республики Беларусь и по сегодняшний день.

Приговор же «минского Нюрнберга» был зачитан 29 января 1946 года. Зал встретил его аплодисментами. Советский суд приговорил 14 из 18 подсудимых к смертной казни через повешение. Еще четверых к ссылке на каторжные работы на срок в 15-20 лет.

30 января 1946 года на минском ипподроме на берегу Свислочи были установлены виселицы. К брусьям были прикреплены таблички с фамилией и военным званием осужденных. По разным оценкам, посмотреть на повешение собрался практически весь город, около 100 тыс. человек. Приходили целыми семьями.

Сегодня, в мирное время, столь массовое желание посмотреть на казнь многим может показаться ненормальным. Но в то время — это желание было естественным, так как на протяжении трех лет оккупации жители Минска видели эти виселицы и расстрелы практически каждый день. 

Люди пришли посмотреть на то, как отдававшие приказы на убийство их близких палачи сами оказались в роли жертв, на то, как вершилась справедливость.

Автор: Сергей Смирнов

(Visited 305 times, 1 visits today)

Метки: , Последнее изменение: 07.07.2021
закрыть